|
- Основные задачи
Психофизиология – наука, изучающая физиологические механизмы психических явлений. Психические явления изучаются психологией с помощью хорошо отлаженного инструментария - психологических методов, измеряющих сложные психические явления наиболее подробно и точно, оценивающих инварианты поведения человека, обобщая их в целостные категории и учитывающие внутренний (субъективный) мир человека. Соответственно психофизиология должна изучать механизмы этих сложных, многомерных субъективных психических явлений не занимаясь редукционизмом и не сводя их к более простым, объясняющим скорее поведение простейших животных. Для этого необходимо при проведении психофизиологических исследований использовать не только новейшие психофизиологические методы, но также максимально задействовать новейшие психологические знания и методы. К сожалению, психологи редко занимаются психофизиологией и в рамках психофизиологии и так популярных теперь (нейронаук) практически отсутствует культура правильного применения психологических методов и оперирования психологическими знаниями при интерпретации научных данных. Задача нашей лаборатории, обучить студента использовать психофизиологические методы, не смещаясь на задачи физиологов, а изучать именно физиологические механизмы психических явлений во всей их сложности, учитывая все возможности психологической науки. Именно этот подход необходимо изучить в первую очередь психологам, задачи которых, обобщение, систематизация и выявление закономерностей функционирования психики.
Однако для того, чтобы психолог мог решать данные задачи, ему необходимо хотя бы на общем уровне, наглядно, понять, какие возможности есть у психофизиологических методов и с помощью каких из них можно решить поставленные задачи.
Именно для этих целей необходимы практические и лабораторные занятия, проводимые в лаборатории психофизиологии.
Исходя из этих целей, необходимо развивать практикумы по психофизиологическому направлению:
- Демонстрируя суть тех процессов, проходящих в организме и в нервной системе, особенности которых измеряют методы исследования в психофизиологии, и подчеркивая их актуальность для выявления физиологических механизмов психических явлений, изучаемых на факультете психологии.
- Обучая студентов понимать, на выявление каких психологических закономерностей может быть направлен тот или иной метод исследования, тот или иной алгоритм обработки психофизиологической информации.
- Демонстрируя те выявленные физиологические закономерности и механизмы, которые позволяют понять сущность тех или иных психологических явлений, не редуцируя их к чисто физиологическим явлениям, а привнося новые свойства и законы и уточняя существующие.
- Обучая студентов совместно использовать психологический и психофизиологический инструментарий, обеспечивая взаимодополнение и уточнение полученной разными методами информации, возможность перекодировать полученные результаты из языка физиологии в психологические термины.
- Обучая студентов использовать психофизиологические данные для дополнительной оценки надежности и валидности психологических методов, доли генотипических и фенотипических изменений в организме, соответствующих измеряемым свойствам.
- Обучая студентов выявлять с помощью психофизиологических методов процессы генеза психических явлений, которые базируются на общих системно-генетических принципах, основанных на взаимодействии неспецифических друг для друга параметров, в результате чего порождаются неравновесные состояния, новые системы и новое, целостное поведение.
На данный момент лаборатория психофизиологии в рамках базового образовательного процесса проводит практикум по психофизиологии (Автор В.Д. Балин). В процессе практикума студентам предлагается изучить основные методы исследования в психофизиологии, оценивающие параметры состояния основных функциональных блоков нервной системы:
Методы исследования Центральной нервной системы (ЦНС):
- ЭЭГ, основные ритмы, как отражение функционального состояния (ФС) мозга, взаимосвязь частотных показателей, ритмичности с активированностью ЦНС. Измерение ВП на различные по модальности стимулы. В процессе знакомства с обработкой ЭЭГ сигнала студенты практически осваивают основные алгоритмы оценки временных рядов, что позволяет им понять механизмы формирования любого периодически и апериодически структурированного поведения системы, которое можно представить в числовом виде. Проведение этих расчетов демонстрирует студентам механизмы формирования ритмов в нервной системе и их связь с психической активностью, основой формирования множества психических процессов. Отнесение полученных параметров к различным полушариям, позволяет представить механизмы формирования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и их роль в формировании различных психических процессов (таких как тип мышления, интеллектуальные функции, эмоциональный тонус, тревожность, интроверсия и т.п.) (Балин В.Д. 2001, Горбунов И.А. 2005)
- КЧСМ критическая частота слияния световых мельканий. Методика оценки таких свойств нервной системы как лабильность, стохастичность нейронных сетей, а также стоящих за ними обучаемости, стереотипии, интеллекте.
Методы исследования Вегетативной нервной системы:
- ЭКГ, построение и оценка кардиоинтервалограммы, проведение вариационной пульсометрии. Практическое применение данных методов и изучение алгоритмов оценки вариативности R-R интервалов позволяет студентам изучить механизм генеза стресса и активации соответствующих систем, обеспечивающих адаптацию в стрессовой ситуации или ситуации сохранения и восстановления сил, роста и размножения (симпатического и парасимпатического отдела ВНС)
- Измерение АД, ЧСС. Спирометрия, пневмография. Вычисление индексов кровообращения, потребления кислорода, вегетативного баланса. Применение данных методик позволяет студентам быстро оценить энергетический баланс организма, его затраты при выполнении любых психологических задач, а также выйти на стили энергозатрат организма, понятия активности, трудоспособности, стилей деятельности.
- Измерение КГР. Вычисление степени активации вегетативной нервной системы при решении простой когнитивной задачи на умножение чисел
Методы исследования Соматической (Двигательной) нервной системы:
- Треморометрия. Проведение методик и обработка данных, позволяет студентам оценить механизмы формирования двигательных функций, с участием механизмов постоянной коррекции результата (рефлекторное кольцо Бернштейн)
- Динамометрия, теппинг-тест: проведение методик и обработка данных, позволяет студентам оценить, как скоростно-силовые возможности нервной системы встраиваются в функции планирования поведения, эмоционально-волевую регуляцию.
- Кибернометрия: проведение методик и обработка данных, позволяет студентам освоить тренинговые методы формирования команды с помощью тренировки психомоторной совместимости группы, оценивать степень ее слаженности.
Все методы исследования предполагают получение числовых результатов и соотнесение друг с другом через шкалирование. В результате соотнесения казалось-бы неспецифических друг к другу параметров формируется тип функционирования психики, который позволяет описать механизм генеза различных психических сфер, функций и типа личности.
|