Горбунов И.А., Горбунова Н.В.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПРОЦЕССА РОДОВ
В настоящее время во всем мире остро
стоит проблема дефекта в связи с различными причинами - снижение качества
генофонда, увеличение числа наследственных болезней, учащение стрессовых
состояний. Поэтому актуальной становится задача психологического исследования детей
в раннем возрасте, а также диагностика наличия дефекта на ранних этапах
развития ребенка. Решение этой задачи осложняется множеством различных
факторов. К этим факторам относятся: 1. Практическая невозможность установления
контакта с новорожденным. 2. Недостаточная сформированность у младенцев функций, возможно подверженных
дефекту, что не позволяет даже серьезному физиологическому обследованию
обнаружить тот или иной дефект. 3. Нельзя говорить о какой-либо
сформированности психических процессов у ребенка
раннего возраста. 4. Невозможность проведения сложных исследований из-за
недостаточного финансирования медицинских учреждений.
Учитывая указанные выше сложности, мы
предлагаем подходить к решению проблемы диагностики развития детей на основе
комплексного статистического исследования сразу после родов. При этом
предлагается использовать данные, которые можно извлечь из обычного
медицинского обследования, проводимого в родильных домах.
В эксперименте участвовало 19 детей с
нарушением слуха и контрольная группа из 9 слышащих детей, средний возраст
которых составлял 2 года 10 месяцев. Диапазон возрастов был от 2 лет 1 месяца
до 3 лет 9 месяцев. Для диагностики нервно психического развития детей в раннего возраста использовалась методика Ш.Бюлер. Эта методика оказалась наиболее подходящим тестом
для наших целей. В качестве физиологических параметров были взяты стандартные клинические оценки из медицинских
карточек матери и ребенка в родильном доме.
При расчете результатов были
использованы методы непараметрической статистики т.к. выборка была невелика. С
помощью метода Манна-Уитни оценивалась значимость различий по физиологическим
параметрам между группой слышащих и группой детей со слуховым дефектом. В
результате этих расчетов гипотеза о различии двух выборок была подтверждена на
5% уровне по таким параметрам как: 1) Температура тела;
2) длительность 1 периода родов; 3) длительность безводного
промежутка; 4) ЧСС после родов. Оценка корреляции между физиологическими и
психологическими параметрами производилась методом ранговой корреляции Спирмена. Были установлены корреляции на 5% уровне
значимости между многими психологическими и физиологическими параметрами. Кроме
этого было выведено уравнение множественной регрессии, которое прогнозировало
общий индекс психического развития по 10 физиологическим параметрам (таким как,
окружность головы, индекс Апгар через 5 минут, длина
тела, длительность 1 периода родов, общая длительность родов, индекс Апгар через 1 мин., длительность безводного периода, ЧСС
после родов, вес тела.). Дисперсия между прогнозом и реальными значениями для
данной выборки была близка к 0.
Не смотря на то, что выводы по
данному исследованию нельзя назвать окончательными (из-за множества причин:
небольшая выборка, малая надежность медицинских и психологических методов
исследования) оно по крайней мере убеждает, что поиски
в этой области не бессмысленны и в конце концов могут привести к готовым
методикам прогнозирования психического развития..