В.Д. Балин, А.В. Голушко
Функциональные структуры базовых эмоций и чувства
Поиск физиологических основ разных эмоциональных проявлений - тема достаточно традиционная для психологии и физиологии. При этом накоплено огромное количество эмпирического материала, обзор которого не является темой настоящей работы.
Более сложным, на наш взгляд, вопросом является проблема перехода от круга физиологических к кругу психологических явлений. В данной статье мы предлагаем схему психогенеза, которая поможет нам увязать достаточно убедительно эти два блока данных.
Что касается подхода к трактовке генеза эмоций, то мы придерживаемся так называемого эволюционного, согласно которому, эмоции - это результат формирования в процессе эволюции определенных приспособительных механизмов, способствующих адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни ( 5).
Для того, чтобы дать решение обозначенной в заглавии статьи проблемы, надо сделать предварительные пояснения.
Существуют два в известной степени независимых способа анализа-синтеза свойств среды (характеризующейся с точки зрения организма высокой неопределенностью, события в ней носят вероятностный характер).
1-й способ анализа-синтеза свойств среды. В процессе эволюции происходит закрепление в генетической памяти способов поведения, приводящих к успешной адаптации к условиям среды обитания. Эти образы действия закрепляются в виде генетических программ (ГП).ГП могут иметь разную сложность: от программы регуляции клеточного метаболизма до сложноорганизованных программ сексуального поведения, охоты, ухода за детьми и т.п. Под влиянием определенных сигналов, приходящих извне, эти ГП могут быть деблокированы и запущены. Одновременно может быть реализовано сразу несколько программ (батарея ГП)."Запущенная" ГП свидетельствует о том, что организм находится с окружающей средой в определенных отношениях, т.е. организм дает среде тем самым как бы оценку.
На базе ГП окружающая среда оценивается с точки зрения генетического опыта, эмоционально. Можно сказать, что эмоциональная оценка события - это одновременно подсказка субъекту того, как обычно оценивалось подобное событие ранее. Такая оценка является ядром любого психического акта.
2-й способ анализа-синтеза свойств среды. Внешний раздражитель, воздействуя на органы чувств и вызывая реакции отдельных рецепторов, создает картину в виде распределения возбуждений на выходах рецепторов, которое используется в дальнейшем для первичного анализа. В результате такого анализа выделяются отдельные признаки действующего стимула. Выделение признаков осуществляется посредством нейронов-детекторов. Каждому параметру объекта соответствует свой набор рецепторов и детекторов. Эта конструкция в совокупности называется локальным анализатором (отражает отдельное качество объекта). Сенсорный анализатор состоит из множества локальных(анализаторов признаков), на вход которых поступают сигналы только от определенной группы рецепторов.
Синтез поступающей по разным каналам информации идет таким образом, что постоянно происходит процесс совмещения разнохарактерной информации с целью выделения инвариантных характеристик, уточнения тем самым параметров объекта. Переработка информации в нервной системе с целью ее интеграции осуществляется определенными структурами - модулями, которые различаются по степени сложности, и производят обработку информации каждый по своему алгоритму. Чем больше модуль, тем более сложную информацию он может обрабатывать. Модулями являются микросети, локальные сети, колонки, поля и доли коры, полушария мозга (6 ).
Работа двух описанных механизмов отражения свойств окружающей среды(назовем их условно "эмоциональным" и когнитивным") идет параллельно. Один механизм работает для определения объективных характеристик события, а другой оценивает его смысл, давая организму возможность избегать крупных ошибок при программировании поведения. Такая возможность заложена в конструкции отражательной системы. Поскольку число признаков ситуации достаточно велико , а возможности сенсорных систем не безграничны, то Природа нашла способ того, как учесть все наиболее важные параметры среды, одновременно не перегружая сенсорные системы излишней информацией. Она начала объединять потоки информации в крупные блоки, формы, и по этой причине вся поступающая информация становится обозримой. Блокировка потоков информации подчиняется определенным законам. Некоторые из них таковы.
Для существования целого нужны элементы и отношения между ними. Чем большее число элементов составляет психическое целое, тем, вообще говоря, оно является более устойчивым, а элементы все в большей степени приобретают признак эквипотенциальности. Элементом психического целого может выступать материальный предмет или его символ, его "вакансия", а также отношения между элементами другого целого.
Не все элементы психического целого равноценны: некоторые играют роль доминанты, системообразующего фактора. Доминанта обладает такими свойствами: повышенные активность и вариативность активности, способность подавлять активность других элементов и интегрировать их активность. Изменения активности доминанты носят более сложный характер, нежели ее изменения у других элементов, причем изменения этой активности коррелируют с таковой у остальных элементов целого.
Психическое целое имеет многослойный характер, причем каждый слой представляет из себя сферу, вложенную в сферу с большим радиусом, аналогично строению земного шара. Число слоев достаточно велико, но можно говорить по крайней мере о трех основных сферах психического, каждая из которых в свою очередь также состоит из множества слоев. Эти сферы целесообразно назвать эндопсихикой, экзопсихикой и мезопсихикой.
Функции и свойства трех сфер психики таковы.
1.Эндопсихика. Ядро любого психического акта взаимодействия субъекта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т.п. Основная функция этой сферы - самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляет себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое психическое явление, причем чем больше затрагиваются биологические интересы организма, тем сильнее эмоциональный фон.
Эндопсихика "видит" мир через призму своих реакций. Любая реакция вызывается определенными стимулами из внешней среды или их совокупностью. Основное назначение реакции - регуляция состояния организма с целью адаптации к окружающей среде. Но совокупность таких реакций отражает характеристики стимулов, которыми они "запускаются", и эта совокупность сама может служить инструментом для познания окружающего мира.
Регулируя себя, эндопсихика регулирует и отражение окружающего мира с позиций интересов организма. "Объективное" отражение внешнего мира осуществляется экзопсихикой, но смысл синтезированного ею образа определяется эндопсихикой. Мир с позиции эндопсихики виден обобщенным, он поляризован, акцентирован, состоит из "враждебных" и "дружественных" объектов и сил, поскольку в конечном счете любая врожденная реакция направлена на то, чтобы либо стремиться к объекту, либо избегать его.
2. Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управляет взаимодействием с окружающей средой. Её основу составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация "специфична", объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование. Видение мира с позиции экзопсихики отличается дифференцированностью и точностью. Такой мир выглядит несколько абстрактным, но он имеет предметный характер. Явления не иерархизованы, они рядоположены: в объективном мире все предметы и явления равноценны. Главный недостаток такого способа отражения - чрезмерная "объективность".
Из сказанного видно, что экзопсихика является более мощным инструментом взаимодействия организма со средой, нежели эндопсихика. Но первая имеет одно уязвимое место - она плохо учитывает прошлый опыт (онто- и филогенетический). Экзопсихика все постоянно как бы открывает заново, не учитывая того, что многие события повторяются. Эндопсихика наоборот, направлена на прошлый опыт. Её недостаток в том, что она статична, для неё внешний мир не меняется (в рамках индивидуальной жизни).
Таким образом, любая крайность в отражении окружающей среды снижает эффективность адаптации к ней. Нужна система, которая бы совмещала два способа отражения этой среды. Такой системой является мезопсихика.
3. Мезопсихика. Основная функция - совмещение возможностей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение "фигуры", сформированной экзопсихикой, на эмоциональный фон, который создается эндопсихикой. Любые психические явления в привычном для нас виде ("фигура" + фон) формируются здесь. Мезопсихика отражает ситуацию наиболее адекватно с точки зрения интересов организма. Мезопсихика наносит " масштабную сетку" на фигуру, рисуемую экзопсихикой. Главный способ действия мезопсихики - совмещение, что позволяет получать новую информацию, для приобретения которой нет соответствующих рецепторных образований.
Психическое в известной степени "независимо" от субстрата, главное, чтобы при его формировании выполнялись определенные фундаментальные условия, некоторые из которых описаны выше. Можно сказать, что психика в целом "многосубстратна", а каждое психическое явление есть продукт эволюции, появившееся в свою историческую эпоху. Логическая схема образования психического явления такова:
Субстрат - элементы - функциональная структура - психическая функция - инвариант - психическое явление.
Исходя из описанной схемы психогенеза можно "сконструировать" любое психическое явление. Как сказано, эмоциональные явления мы относим к сфере эндопсихики, принимая за исходный элемент ГП. Но на практике о некоторой ГП мы можем судить только по ее проявлениям, которые объективно регистрируемы. Это реакции. Таким образом, реакция в нашем случае - это внешнее проявление ГП, точнее отдельных фрагментов ГП, реакции - это "осколки" ГП, одна реакция может быть фрагментом сразу нескольких ГП. Проиллюстрируем приведенные теоретические выкладки эмпирическими данными.
В нашем исследовании принимали участие студенты факультета психологии(36 человек). Они оценивали музыкальные произведения с помощью методики "Самооценка эмоционального состояния" , в которой используется перечень базовых эмоций (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), предлагаемых К.Изардом (2,3). Производилась субъективная оценка 3 музыкальных произведений (С.Прокофьев-”Александр Невский”, Д.Шостакович -”Романс”из к-ф”Овод”, Г.Норис - джайв “Гоу-гоу”). Оценка производилась по шкале "Интенсивность эмоции" и "Частота встречаемости эмоции". Кроме этого, у тех же студентов производилось измерение 37 физиологических параметров с помощью методик регистрации ЭЭГ, ЭКГ, артериального давления(СД/ДД), ЧСС, дыхания (пневмография и спирометрия), тремора статического и динамического, кистевой силы (динамометрия). Все замеры производились на учебных занятиях.
Отследим два перехода: ГП(реакции) - базовые эмоции и базовые эмоции-чувства.
Эмоции
Субстрат это совокупность регуляторных систем организма: нервная, гуморальная, пищеварительная и т.п., а также центры регуляции, в первую очередь лимбика. Элементы - генетические программы, о которых мы можем судить по реакциям. Функциональные
структуры. За любой эмоцональной реакцией стоит некоторая совокупность базовых эмоций. Но за любой базовой эмоцией стоит совокупность ГП(реакций), которые обеспечивают работу группы систем регуляции в режиме, соответствующем наличной ситуации. С другой стороны, эмоции надстраиваются над состояниями. Базовые эмоции - это в некотором смысле дифференцированное состояние. Каждая базовая эмоция основана на достаточно узкой базе ГП (реакции).В отличие от состояния, которое есть реакция на ситуацию в целом, базовая эмоция есть реакция на доминанту в структуре ситуации. Сторонники наличия базовых эмоций, как правило, выделяют порядка 10 типов доминант в окружающей организм животного среде - каждой из них соответствует своя базовая эмоция. Рассмотрим несколько примеров, где проведено соотношение между функциональной структурой, составленной элементами -реакциями и базовой эмоцией.
Эмоция удивление. В функциональную структуру входят такие признаки, как амплитуда альфа-ритма, измеренного в затылочных отделах коры справа и слева (А
макс. прав и А макс. лев),средняя частота ЭЭГ слева (fлев), асимметрия фронтов отдельных волн ЭЭГ справа и слева (?tправ и ?tлев), отношение этих фронтов волн слева (λt). Элементы образуют структуру в виде цепи. Интересно, что функциональную структуру базовой эмоции "Удивление" образуют только энцефалографические признаки.Эмоция страх. Элементами являются только вегетативные показатели, причем имеется доминантный признак: СД(систолическое давление). Остальные признаки здесь таковы: ДД (диастолическое давление), СДД (среднее динамическое давление), СрД (среднее артериальное давление - (СД + ДД)/2 ), ОД (объем дыхания). Структура имеет вид звезды с центральным элементом
СД.Эмоция радость. Элементами являются вегетативные, ЭЭГ-показатели и характеристики деятельности двигательной системы. Имеется доминанта - МОД (минутный объем дыхания). Другие элементы структуры -ВИ (вентиляционный индекс), ОД, СрД, tлев ТД прав (тремор динамический справа).
Эмоция презрение. Структуру образуют три элемента:
Δtлев , ПСК (периферическое сопротивление кровотоку), ЧСС (пульс). Структура имеет вид цепочки.Эмоция отвращение. Имеется доминантный признак - СДД. Элементами являются ДД, СрД, ПСК, альфа-индекс справа и слева,
Δtлев , Δtправ, λtлев.При изучении структуры базовых эмоций мы обратили внимание на то обстоятельство, что одни из них связаны преимущественно с ЭЭГ-показателями, а другие с вегетативными или соматическими. Эти связи были проанализированы и все 10 эмоций в результате были разбиты на 2 подгруппы. Первую подгруппу составили эмоции, находящиеся под преимущественным влиянием вегетативной нервной системы(т.е. эволюционно более древней), а вторые - центральной. Первую группу составляют - гнев, страх, отвращение, интерес и радость. Вторую - удивление, горе, стыд, презрение и вина. Психическая функция. Их несколько: сигнальная, оценочная, регуляторная, отражательная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная. Инвариант. Для каждой базовой эмоции инвариантом является совмещенная часть нескольких ГП. Такой инвариант отчужден, осознан и обозначен. Психическое явление. Это дифференцированные, отчужденные и поименованные состояния. В эмоциях присутствует когнитивный компонент(точнее, в эмоциональных реакциях, которые "отделяются", отчуждаются и уже воспринимаются субъектом в некотором смысле как "не свои", чего нет в состояниях). Кроме этого, эмоции длятся по времени меньше, чем состояния (здесь можно сказать, что эмоциональные реакции - это фазическая реакция совокупности ГП, а состояния - тоническая). Каждая эмоционольная реакция имеет меньшую "базу" физиологических реакций. Формы эмоциональных реакций различаются между собой степенью дифференцированности, интенсивностью, направленностью на объект, порогом возникновения эмоциональных реакций, лабильностью, длительностью и т.п.
Чувства
Субстрат
- чувства строятся на том же самом субстрате, что состояния и базовые эмоции, но кроме этого сюда следует добавить и корковый компонент, в том числе ассоциативные зоны мозга. Элементы - совокупность базовых эмоций. Функциональная структура. Это паттерн базовых эмоций, эмоциональная фраза, организованная по законам существования целого, которое соблюдается в любом естественном и искусственном языке. В этом смысле чувства - инструмент познания окружающей среды, как и ощущения (которые иногда называются чувствами, у которых есть органы чувств). Для иллюстрации сказанного можно привести данные нашего исследования. Как мы говорили, чувство - это эмоциональная фраза, построенная на основе базовых эмоций. Хорошей процедурой, позволяющей свести воедино множество элементов, является факторный анализ. Матрица интеркорреляций базовых эмоций была подвергнута факторизации. Были проанализированы факторы, связанные с прослушиванием мелодий 1 и 2. Оказалось, что каждый фактор, который мы теперь интерпретируем как эмоциональная фраза (чувство), можно обозначить двумя словами. Основную нагрузку в этом названии несет существительное. Но к нему есть всегда определение: опредмеченное горе, заинтересованная радость, холодное отвращение и т.п. Каждая мелодия вызывает не одно чувство(эмоциональную фразу), а несколько, причем наиболее вероятное чувство соответствует первому фактору, менее вероятное - второму и т.д.Эти чувства периодически сменяют друг друга, отражая тем самым неоднозначный характер стимула (сложного музыкального произведения). Приведем примеры.При прослушивании первой мелодии наиболее вероятным чувством будет "Оскорбленное самолюбие" (в фактор вошли базовые эмоции "Интерес", "Горе", "Гнев", "Презрение" и "Стыд"). Далее - "Активное самоутверждение" ("Радость", "отсутствие Горя", "отсутствие Отвращения", "Презрение"). Третий фактор мы назвали "Предвкушаемая борьба". В него входят "Радость", "Удивление", "Гнев", "Страх" и "Стыд").
Вторая мелодия точно так же вызывает сложные чувства. Первый фактор назван "Стыдливой заинтересованностью"("Интерес", "Радость", "Удивление", "Стыд"). Второй - "Агрессивная депрессия "("отсутствие Радости", "Горе", "Гнев", "Отвращение" и "Презрение"). Третий фактор - "Испуганная вина". Его образуют "отсутствие Гнева", "Страх", "Вина". Заметим, что если признак коррелирует с фактором отрицательно, то в приведенных перечнях мы добавляем вместо слова" минус" слово "отсутствие", например "отсутствие Горя", "отсутствие Отвращения” и т.п. Психическая функция. Главная функция чувств - это познание, т.е. когнитивный компонент выражен в них значительно сильнее, чем регуляторный, хотя последний также не следует игнорировать. В языке имеется некоторая путаница с этим термином. Чувства - то, с помощью чего познается окружающий мир. Почему же вдруг некоторые эмоциональные явления называются чувствами? Да потому, что можно познавать окружающий мир двояко: либо напрямую, через органы чувств, либо через себя, анализируя свои реакции на события. Совокупность таких реакций сама по себе несет некоторую информацию об окружающей среде. Проиллюстрируем сказанное результатами небольшого лингвистического исследования.
Для обозначения чувства и ощущения во многих языках используется одно и то же слово.
В английском языке это существительные sense и sensation, в немецком-Gefuhl, глаголы с двумя значениями (ощущать и чувствовать) - fьhlen и spьren , французские существительные sentiment, sens и глагол sentir. В болгарском чувство переводится и как чувство и как ощущение, а глагол чувствувам - чувствовать и ощущать. Словарь С.И. Ожегова выделяет несколько значений слова чувство, среди которых есть значение ощущение (“способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение”).Чувствовать в русском языке означает одновременно и переживание какого-нибудь чувства и ощущение.
Таким образом, чувство-переживание и чувство-ощущение имеет одну лингвистическую форму, указывая, быть может, на некоторое сходство этих двух феноменов.
Еще одним подтверждением сказанного является использование слова чувство для обозначения анализаторов и чувствительности. Так в английском языке feel и feeling обозначают и чувство-переживание и органы чувств (5 feels-5 чувств). По немецки 5 чувств будет 5 Gefuhle, то же слово означает и чувство-переживание и ощущение. 5 sens (5 чувств) во французском языке тоже имеет значение чувства-переживания. Болгарское чувство также является и обозначением чувствительности- петте чувства (пять чувств).5 чувств в русском языке обозначает пять видов ощущений и пять анализаторов.
В некоторых языках глаголы, переводящиеся как ощущать и чувствовать имеют кроме этого значение, указывающее на конкретный вид чувствительности. К примеру, французский глагол sentir связан с обонянием (нюхать, отдавать, пахнуть), немецкий глагол fuhlen-с осязанием (ощупывать).В русском языке корень чув (от чувствовать) происходит скорее всего от чую, т.е., чувствую носом. Глагол чувствовать еще имеет значение осязания(чувствовать прикосновение).Английское feel переводится и как осязать.
Таким образом, можно предполагать ,что ощущения и чувства находятся на одном феноменологическом уровне, выполняют схожие функции, имеют сходные характеристики.
Вероятно, эти общие характеристики можно обнаружить с помощью выявлениядополнительных значений к уже известным значениям “ощущать” и “чуствовать”. Так, корень немецкого глагола spuren (ощущать, чувствовать) - spur переводится как след. Существительное Besinnung, опосредовано связанное через корень Sinn с органами чувств (Sinnesorgane), имеет значение память, кроме значения чувство. Переживание во французском языке-vive impression может быть переведено еще и как живой след, оттиск. В русском существительное впечатлительность имеет корень печат, т.е., след.
По всей видимости, наряду со следами восприятия существуют эмоциональные следы, следы переживания, которые являются определенного рода установками, т.е., в некотором смысле структурируют воспринимаемый субъектом мир.
Такое предположение объясняет перевод слова чувство, ощущение в разных языках как смысл, значение, понимание, мнение. Это относится к английскому sense, французскому sens, sentiment и однокоренному глаголу sentir (чувствовать, ощущать, понимать).Немецкое Sinn, образующее Sinnesorgane (органы чувств), означает, кроме чувства, смысл, значение, понимание. Болгарское чувствам переводится как чувствовать, ощущать, понимать.
Психическое явление. Чувства чаще всего возникают в социальной среде, по причине чего их иногда называют социальными эмоциями. Г.Х.Шингаров считал, что чувства отвечают за "гомеостаз" общественного организма.(7). Это так, но, на наш взгляд, не это главное. То, что чувства чаще всего возникают в социальной среде заслонило их суть: то, что это своеобразная эмоциональная фраза. Чувствами можно обмениваться, с их помощью можно "говорить", передавать информацию. Инвариант - общая, совмещенная часть базовых эмоций. Такая совокупность несет некий смысл. Чувства обладают теми же свойствами, что и эмоции. Но у них ярче выражается когнитивный компонент, они более богаты, более противоречивы (амбивалентны), более ситуативны, конкретны, адекватны. Одна и та же ситуация стимулирует образование разных сочетаний базовых эмоций.
Таким образом, мы предлагаем некоторую иерархию понятий, обозначающих явления эндопсихики. В основу положены ГП, внешним проявлением которых являются физиологические реакции. Совокупность ГП(реакций), активизированных ситуацией в целом мы называем состоянием. Более дифференцированная совокупность ГП(реакций),вызванная доминантным стимулом в окружающей организм среде дает нам базомую эмоцию. Сочетание базовых эмоций мы трактуем как эмоциональная фраза,называя ее чувством.
Ранее мы показали,что экзопсихика как бы создает физическое пространство индивида. Эндопсихика преобразует его в психологическое, акцентируя его и выделяя доминанты, т.е. осуществляет определенное преобразование характеристик физического пространства (1). Приведенные в настоящей статье данные позволяют несколько прояснить психологические механизмы такого преобразования.
Поскольку эндопсихика функционирует за счет генетической памяти, а “запущенная” ГП - это последовательность некоторых действий, то можно предположить, что эндопсихика создает ритмический рисунок синтезируемого экзопсихикой физического пространства, преобразуя его тем самым в психологическое. Опирается она тем саммым на эндоритмику. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что эмоции задают временные характеристики окружающей среды, т.е. делают мир 4-мерным. Благодаря эмоциям мы воспринимаем движение и изменения в окружающей нас среде. Базовые же эмоции указывают на характер конкретного преобразования физического пространства при его трансформации в психологическое.Точно ответить на вопрос, какие преобразования осуществляются с помощью той или иной базовой эмоции мы пока н6е можем, в частности и потому, что еще нет общепризнанного перечня таких эмоций. Можно,однако, предположить, что положительные эмоции “приближают” объект к субъекту, а отрицательные - “удаляют”. Такие эмоции, как “Интерес”,”Горе”,”Гнев”, “Отвращение” способствуют выделению доминантного признака в среде, т.е. как бы “вспучивают” пространство. “Радость” и “Презрение” наоборот,уравнивают элементы окружающей среды, делая их рядоположенными. Тем не менее, для того, чтобы решить данную проблему более детально, необходимо проведение специального исследования.
Литература
1.Балин В.Д. Психическое отражение и соотношение свойств физических и психологических пространства и времени. В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). В.2, часть 2.С-Петербург,1996
2.Изард К. Эмоции человека.М.,1980.
3.Крылов А.А.(ред.) Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л.,1987.
4.Лазурский А.Ф. Классификация личностей. В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. М., 1982.
5.Немов Р.С.Психология. Книга 1.Общие основы психологии. М.,1995.
6.Шеперд Нейробиология.М., 1987.
7.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.М.1971.