В. Д. Балин, И. А. Горбунов, В. Б. Зайцева
Типология безработных и подходы к решению проблемы их профессиональной адаптации
Процесс самореализации представляет собой важную часть психической реальности личности и проявляется в основных сферах ее жизнедеятельности. Самореализация рассматривается как “неотъемлемый атрибут” саморазвития личности
[Коростылева Л. А., 2005]. С успешностью реализации личностной активности в трудовой сфере непосредственно связана психологическая адаптация.В связи с возникновением такого относительно нового для нашего общества социально-экономического явления, как безработица, остро встала проблема изучения ее влияния на психическое состояние человека и поиска эффективных мер устранения ее негативных последствий
.Кризисы, связанные с потерей работы, исследуются в зарубежной психологии в рамках теории совладания со стрессом [Пельцман Л., 1992; Леана К.
, Фельдман Д., 1995]. Переживание кризисной ситуации во многом детерминировано нарушениями в структуре ценностей личности и других личностных образованиях, объединенных в зарубежной психологии в “Я-концепции”. Последствия этих нарушений проявляются в поведении и организации активности человека.Отечественные исследователи связывают кризис не столько со стрессовыми переживаниями, сколько с нахождением и разрешением внутриличностного противоречия
[Дановский С. Л., 1994; Плюснин Ю. М., Пошевнев Г. С., 1997]. Кризис может быть преодолен разными путями: человек может воспользоваться коструктивными стратегиями, неконструктивными или “самопоражающими” в трудных жизненных ситуациях [Анцыферова Л. И., 1994]. Анализируя состояние кризиса, Ф. Е. Василюк рассматривал стресс как один из возможных механизмов переживания человеком критической ситуации наряду с фрустрацией, внутренним противоречием и кризисным разрешением. Кризисное состояние возникает при попадании человека в ситуацию, когда он не может реализовать “внутренние необходимости” своей жизни, такие как мотивы, стремления, ценности и пр. Преодоление кризисных ситуаций происходит за счет изменений в ценностно-мотивационной сфере, а также за счет перестроек в отношениях между системой ценностей и бытием человека [Василюк Ф. Е., 1985].У зарубежных исследователей можно встретить более сложные описания способов поведения в ситуации потери работы. В. Франкл
[1990] в своей концепции поиска и реализации человеком смысла жизни выделил особые неврозы, которые представляют собой специфические невротические заболевания, вызванные угрызениями совести, ценностными конфликтами и экзистенциальной фрустрацией.Понятие адаптации подразумевает приспособление стиля и образа жизни человека к общепринятым нормам жизнедеятельности. Не вызывает сомнений, что оказавшиеся без работы люди нуждаются не только в принятии своего положения безработного, в адаптации к этой ситуации, но и в адаптации к своей будущей работе. Иначе, найдя работу, они могут потерять ее вновь, не сумев приспособиться к новым условиям и характеру деятельности, которая нередко отличается от того, чем приходилось заниматься раньше. Иногда отличие новой деятельности от всего предшествующего опыта столь существенно, что требует изменения не только внешних поведенческих проявлений, но и внутренних установок и ценностных ориентаций. Таким образом, для значительной части безработных адаптация предполагает реадаптацию. Это в первую очередь касается тех, кто при хорошей адаптации в предыдущей деятельности оказался дезадаптированным вне ее. К примеру, бывшие военнослужащие после увольнения вынуждены менять не только и не столько профессию, сколько образ
жизни и стиль отношений.Ситуация потери работы вследствие дезадаптации на последнем рабочем месте порождает неадекватную мотивацию к ее поиску, в основе которой лежит конфликт между жизненным смыслом, вкладываемым в понятие “работа”, целевыми установками и задачами нахождения работы и смысложизненными ориентациями безработного. Коррекция таких конфликтов позволит более полно адаптироваться на новом рабочем месте.
Целью нашего исследования стало выявление структуры ведущих потребностей, установок, ценностных и смысложизненных ориентаций, личностных характеристик, лежащих в основе дезадаптационных расстройств безработных, для выработки и апробации новых форм социально-психологической помощи безработным.
В соответствии с поставленной целью использован следующий комплект психодиагностических методик: для оценки личностных характеристик – методика “Мини-мульт” (модификация MMPI), метод исследования УСК, шкала самооценки Спилбергера, методика КОС, тест отношения к инновациям; для измерения мотивационной сферы – тематический апперцептивный тест Х. Хекхаузена; для оценки смысложизненных ориентаций и ценностей – тест смысложизненных ориентаций (ТСО) и тест ценностных ориентаций М. Рокича. Были применены методы статистической обработки данных с помощью программы “STATISTICA”: подсчет первичных статистик, критерии различия между выборками Стьюдента (t-критерий) и Манна-Уитни, дисперсионный, корреляционный, факторный и кластерный анализы.В исследовании приняли участие безработные
(51 человек, из них 13 мужчин и 38 женщин), находившиеся на учете в районных службах занятости Санкт-Петербурга. Кроме основной группы безработных была обследована контрольная группа работающих (20 человек, из них 6 мужчин и 14 женщин).Значимые отличия контрольной группы работающих и группы безработных по личностным характеристикам и параметрам ценностно-мотивационной сферы
приведены в Таблице.
Результаты сравнения выборок по
t-критерию (p<0,05)
Сфера психики |
Психологические показатели |
t |
p |
Безработ- ные |
Работа-ющие |
Личность |
Психопатия (Pd) |
2,371 |
0,021 |
49,62 |
39,80 |
Паранойя (Pa) |
2,191 |
0,035 |
54,38 |
48,00 |
|
Локус контроля |
Интернальность общая |
-3,438 |
0,001 |
4,00 |
5,47 |
Интернальность в области неудач |
-2,366 |
0,021 |
4,15 |
5,33 |
|
Интернальность в области здоровья |
-4,278 |
0,000 |
3,56 |
5,60 |
|
Мотивация (ТАТ) |
Ожидание успеха |
2,498 |
0,015 |
0,40 |
0,07 |
Похвала |
2,742 |
0,008 |
0,35 |
0,07 |
|
Потребность в избегании неудач |
-2,395 |
0,020 |
0,06 |
0,27 |
|
Инструментальная деятельность избегания |
-2,659 |
0,010 |
1,62 |
2,40 |
|
Мотив избегания |
-2,399 |
0,019 |
3,98 |
5,73 |
|
Осмысленность жизни |
Цели |
-2,744 |
0,008 |
28,98 |
33,80 |
Процесс |
-3,292 |
0,002 |
26,27 |
32,07 |
|
Результат |
-3,112 |
0,003 |
22,38 |
27,00 |
|
Локус контроля – Я |
-2,942 |
0,005 |
18,29 |
21,93 |
|
Локус контроля – жизнь |
-3,704 |
0,000 |
26,06 |
32,60 |
|
Ценностные ориентации |
Красота природы и искусства |
-2,113 |
0,043 |
13,63 |
15,60 |
Реализованность ценностей (%) |
Активная деятельная жизнь |
-3,038 |
0,003 |
42,67 |
64,53 |
Интересная работа |
-4,192 |
0,000 |
18,67 |
55,33 |
|
Познание |
-3,246 |
0,002 |
49,31 |
72,33 |
|
Продуктивная жизнь |
-3,079 |
0,003 |
32,31 |
55,00 |
В личностной сфере группа безработных отличается несколько завышенными показателями по шкалам
Pd (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, социальная дезадаптация и агрессия) и Pa (ригидность аффекта, подозрительность, склонность к формированию сверхценных идей). Эти черты усугубляют социальную дезадаптацию безработных за счет склонности к асоциальному поведению, пренебрежения морально-этическими нормами, обычаями, правилами, запретами. В связи с этим может снижаться эффективность коррекционных мероприятий. Некоторое повышение по указанным шкалам может быть вызвано временной дезадаптацией, связанной с потерей работы. При этом представители данной группы склонны реагировать на потерю работы через противопоставление себя обществу, формирование негативных установок по отношению к общественным ценностям и нормам. Таким образом, изучение системы ценностей и мотивации позволяет понять основные механизмы психологической защиты от переживаний, связанных с потерей работы, и пути коррекции психологических особенностей, являющихся причиной дезадаптации.Локус контроля безработных отличается значимым снижением уровня общей интернальности, а также
интернальности в области неудач и в области здоровья. Все свои проблемы безработные связывают с неблагоприятным стечением обстоятельств, т.е. с внешними причинами, не относящимися к собственной деятельности. Они считают, что внешние факторы помешали им реализоваться в трудовой сфере. Следовательно, низкая успешность в профессиональной сфере может определяться малой инициативностью и склонностью возлагать ответственность за свои неудачи на окружающих. Примечательно, что безработные в большей степени склонны возлагать на других ответственность в области здоровья. Возможно, такая позиция формируется вследствие неудач в выборе профессии, что может вести к профессиональному выгоранию и к увеличению склонности обвинять окружающих в ухудшении своего самочувствия.Интересные данные получены при анализе различий между группами работающих и безработных по показателям мотивации. Для безработных характерно ожидание успеха и ожидание поощрения. В то же время у них низкая потребность в избегании неудач, и в частности реже встречается инструментальная деятельность по избеганию неудач. Применение проективной методики Хекхаузена
позволило оценить мотивацию испытуемых, исключая проявление склонности к демонстрации социальной желательности своих психологических особенностей [Хекхаузен Х., 2001]. Оказалось, что у безработных больше, чем в контрольной группе, выражены различные компоненты мотивации достижения и меньше общая мотивация избегания. Такая установка на достижение успеха при игнорировании препятствий на первый взгляд может говорить о высоких адаптационных способностях изучаемой группы. Однако при сопоставлении с показателями локуса контроля оказывается, что ситуация не так благоприятна. С учетом склонности возлагать ответственность за свои неудачи на других сниженная мотивация избегания неудач может говорить о понижении ответственности за результаты своего труда при некотором авантюризме и низкой критике своих идей. Этот вывод подтверждается и результатами, полученными по личностным шкалам.Очень значимые различия (
p<0,01) между группами были выявлены по шкалам теста смысложизненных ориентаций (ТСО). По замыслу авторов теста Дж. Крамбо и Л. Махолика, данный опросник оценивает переживания, связанные со “стремлением к смыслу” в концепции В. Франкла. Снижение по шкалам этого опросника свидетельствует о проявлении “ноогенных неврозов”, которые возникают вследствие потери смысла жизни, угрызений совести, ценностных конфликтов. Можно предположить, что в группе безработных такие особенности являются определяющим фактором дезадаптации. Отсутствие успешности в сфере трудовой деятельности ведет к искажению ценностных ориентаций, снижению осмысленности своих действий, потере точки отсчета для собственной самооценки. В свою очередь эти психологические особенности ведут к еще большей дезадаптации вследствие расстройства отношений с окружающей действительностью, неспособности оценить происходящее вокруг. Возможно, эти изменения лежат в основе появления личностных особенностей, указанных выше.Различия в ценностных ориентациях в большинстве своем не достигают уровня значимости, кроме ориентации на красоту и гармоничность окружающего мира. У безработных эта ценность имеет более высокий ранг, т. е. более значима. Возможно, вышеуказанные нарушения в осмысленности жизни, потеря критериев оценки гармоничности окружающего мира приводят к актуализации данной потребности.
Значительно больше отличий встречается в оценке реализованности тех или иных ценностей в двух рассматриваемых группах. Безработные ощущают меньшую реализованность у себя таких ценностей, как “активная
, деятельная жизнь”, “интересная работа”, “познание” и “продуктивная жизнь”. Конечно, эти ценности объективно менее реализованы у данной группы людей, лишенных возможности активно трудиться.Большая дисперсия психологических параметров в исследованной группе безработных свидетельствует о неоднородности выборки, поэтому для более дифференцированного подхода было целесообразно разделить ее с помощью кластерного анализа. По матрице расстояний между объектами исследования в многомерном пространстве психологических признаков была рассчитана дендрограмма, которая показала целесообразность выделения трех подгрупп для выявления основных направлений коррекционной работы. Для разделения выборки на подгруппы использовался метод
k-средних. Группировка проводилась по показателям методики “Мини-мульт”, метода исследования УСК, а также по показателю личностной тревожности. Эти параметры являются наиболее устойчивыми в структуре личности, поэтому имеет смысл учитывать их при психологической работе с безработными. Значимость влияния фактора принадлежности к одной из выделенных подгрупп на степень изменения психологических параметров оценивалась с помощью дисперсионного анализа.Таким образом, были выделены следующие три подгруппы безработных
.Подгруппа 1
. Как видно из рис. 1, представители этой подгруппы характеризуются высокими значениями по шкалам паранойи (Pa) и психопатии (Pd). В то же время у них низкие значения по шкале ипохондрии (Hs), невысокие значения депрессии (D) и истерии (Ну). По методике УСК представители рассматриваемой подгруппы характеризуются направленностью на межличностные отношения (рис. 2), вместе с тем все показатели у них значительно ниже показателей остальных подгрупп. Сказанное косвенно подтверждается данными, полученными с помощью методики КОС. Коммуникативные склонности здесь преобладают над организаторскими. Ценностные ориентации у представителей этой подгруппы характеризуются направленностью на внутреннюю гармонию. Им свойственно избегание ответственности за окружающих и избегание подчинения, они предпочитают, чтобы у них были “развязаны руки”. Из рис. 3 следует, что у них низкий локус контроля – Я, т. е. плохо развиты представления о собственном Я, а перспективы самореализации они связывают с окружением.