Коваль В.М.
Психолог
Лаборатории Психофизиологии
Санкт-Петербургского
государственного университета.
Г.Санкт-Петербург
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА КАК ПРОЦЕСС СОЗНАНИЯ
Трактовка категории “сознание”, включающая в себя в качестве своих источников все психические процессы, как функциональные характеристики, является очень широкой
и в то же время ясной. Восприятие и мышление являются ведущими для сознания процессами в осуществлении таких функций сознания как отражение и взаимодействие с окружающим миром. В таком ключе сознание можно рассматривать и в гносеологическом и в онтологическом смысле.Современное понимание сознания
, абстрагированное от его непосредственных функций, сузилось и дифференцировалось. При этом оно теряет свой практический смысл и теряется во множестве догадок психологов. Деление на очерченные “сферы” – острый признак отсутствия понимания и экспериментального исследования.Правомернее говорить не о сферах, а о структуре свойств и содержании сознания, поскольку эти понятия подразумевают процесс его естественного развития. Такой процесс подразумевает получение информации с помощью органов чувств, ее обработки с помощью мыслительных процессов, и усвоение данной информации в удобном для личности варианте.
В таком понимании сознания привычное всем бессознательное – всего лишь часть информации, которая уже содержится в ее
другой, “принятой” личностью части явления, и таким образом включена в сознательное поле, имеющее “белые пятна” или дополнительный “объем”. Таким образом, картина мира человека отражает сознание человека и, будучи динамическим явлением, на протяжении жизни меняется и может становиться более ясной и четкой.А. Н. Леонтьев считал, что “сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния” [Леонтьев А. Н., 1975, с. 90].
Изучение категории “картина мира”, как явления психики и сознания, отражающей и в то же время формирующей особенности самой личности как носителя сознания; как средство ориентации в окружающей среде, стало одной из основных задач нашего исследования.Мы исследовали процесс формирования картины мира. В исследовании применялась батарея психофизиологических
и психологических методик. Полученные результаты сопоставлялись с данными методики “Картина Мира” [Нафтульев А. И., Парачев А. М., 1989].Рассмотрим соотношение и определим смысл понятий, включенных в семантическое пространство категории “сознание”.
Физическое пространство – объективно существующая среда обитания, где все объекты равноценны; психологическое пространство – вневременная индивидуальная среда обитания со всеми ее объектами, свойствами, иерархизированными в соответствии с потребностями конкретного человека, отражаемая в психике человека;
интеллект – система способностей, обеспечивающая самореализацию; психосемантика – смыслообразование, система значений в индивидуальном сознании, проявляющаяся в процессе самореализации; система ценностей – совокупность приоритетов в деятельности, способствующих на самореализацию; самореализация – актуальная направленность деятельности; картина мира – пространственно-временная индивидуальная модель окружающего мира, калиброванная “масштабной сеткой” в индивидуальной системе координат (смыслов и значений); сознание – процесс воспроизведения инвариантной информации о себе и окружающей среде; физиология – совокупность физиологических реакций; динамика – изменение, движение; синергетика – процессы самоорганизации; акцентуатор – психофизиологическая система, осуществляющая выделение доминантных объектов (явлений) в психологическом пространстве в процессе формирования картины мира.“Картина мира” человека как система координат задает матрицу времени и пространства. В ее создании участвуют все психические и физиологические явления и процессы. Картина мира – это динамическое образование, она постоянно изменяется во времени, флуктуирует.
Совокупная информация, поставляемая когнитивными психическими явлениями (ощущение, восприятие, представление, воображение), дает статичную картину. Динамику задает система ценностей, которая иерархизирует (с подключением интеллекта) объекты, включенные в картину мира. Система ценностей создает неравновесную ситуацию, что приводит к образованию некоторого напряжения, которое требует разрядки. Разрядка указанного напряжения – это процесс самореализации.
Картина мира – явление многомерное, интегральное образование, восстановленное в трехмерное пространство из наших ощущений и восприятий, которые в геометрическом смысле являются многомерными проекциями объективно существующего физического пространства. Смысл процесса формирования психологического пространства, а вслед за этим и картины мира, состоит в объединении многочисленных проекций в многомерный полисенсорный образ мира. Поэтому, по словам Ж. Пиаже, “языка недостаточно, чтобы объяснить мышление, потому что структуры, характеризующие мышление, коренятся в действиях и сенсомоторных механизмах, более глубоких, чем языковые” [Флейвелл Д. Х., 1967, с. 98].
В получении и усвоении информации об окружающей среде участвуют все системы организма, поэтому психофизиологический статус человека является базовой характеристикой не только его темпераментных свойств, а затем характерологических особенностей, но и, опосредованно, его картины мира и далее – сознания.
Все вышеперечисленные компоненты представляют собой элементы механизма усвоения окружающей среды и деятельности в ней. Они включены в модель стратегии субъективизации, или индивидуализации, окружающего мира – создания индивидуальной картины мира.
Процесс осознания может направляться усилием воли, т.е. его объект выбирается сознательно, но часто уже осознанное уходит в “фон” и становится “пассивным фактором” в контексте деятельности. Это связано с тем, что в данный момент другие объекты окружающего мира могут представляться субъекту более значимыми или актуальными.
При разработке психодиагностической методики “Картина мира” Нафтульев А. И. [1990] выделил четыре всегда присутствующих и пятую необходимую, но часто отсутствующую область картины мира человека.
Модель акцентуатора: фон – вытесненные, непроработанные, неактуальные понятия; тревога – явления, нарушающие сложившуюся динамику личностного развития или вызывающие сильные перестановки в картине мира (в этой области действуют психологические защиты, эмоции как сигнальный механизм личности, твердость структуры личности); средства – приемы, способы достижения целей, область решения жизненных задач, сфера деятельности, самореализации; достижения – доминанты, ценности, цели, которые являются для личности приоритетными, область, в которой личность стремится реализоваться; актуальные проблемы – область активной деятельности, в которой личность реализуется непосредственно “здесь и сейчас” (у большинства испытуемых отсутствует, что есть признак необходимости психологической коррекции). В данной модели самореализация является продолжением и результатом акцентуирования динамичной картины мира человека.Нами предпринята попытка осмыслить сознание через структуру и
динамические процессы индивидуальной картины мира как содержательного свойства сознания. Если речь идет о такой функции сознания как адаптация, смысл которой состоит в том, что среда обретает в картине мира индивидуальные акценты - акцентуируется, и ее образ согласуется с системой индивидуальных ценностей конкретного человека. Процесс самореализации выступает здесь как деятельность, направленная на постоянное преобразование индивидуальной системы ценностей.