Эмпирические характеристики сознания
Балин В.Д., Коваль В.М., Матчина В.В., Ткачева Л.О.
Термин “сознание” весьма многозначен.
Его можно рассматривать как научную категорию (гносеологический аспект, здесь оно выступает как инструмент познания), и как психическое явление (онтологический аспект, здесь речь идет о нем как о средстве адаптации к быстроменяющимся условиям внешней среды). В последнем случае можно говорить, как минимум, о его видах: индивидуальном и общественном. Внутри вида можно выделить сферы сознания.Мы исходим из предположения, что генез всех видов и сфер сознания осуществляется по одним и тем же законам, одной и той же схеме. При этом, если исходить из системных представлений, в каждом виде и сфере сознания следует искать элементы, структуру и функцию системного образования. Оно существует по законам самоорганизации. Аттрактором такой системы является некоторый инвариант. Все это позволяет видеть окружающий мир дискретным.
Сформировавшаяся структура достаточно устойчива. Она существует в “движении”, в связи с чем можно говорить об эволюции этой структуры. Поскольку законы существования для всех видов и сфер сознания принимаются одинаковыми, а различия, связанные с функцией, обусловлены исходными элементами и структурой связей между ними, то законы, открытые для одной сферы или вида, можно применять для другой сферы или вида. По разным обстоятельствам у одного вида сознания лучше проявляются одни свойства, у другого - другие, но все открытые нами закономерности присущи любой сфере или виду
сознания. Обобщим имеющиеся сведения о разных сферах и видах сознания.Индивидуальное сознание
Сферы индивидуального сознания
. На сегодняшний день можно говорить, как минимум, о семи сферах индивидуального сознания: бессознательное, подсознание, самость (осознание самобытия), миросознание, самосознание, надсознание, сферхсознание. Проведенные нами исследования позволяют так описать каждую сферу индивидуального сознания.Бессознательное – имеет свое содержание, которое не зависит от деятельности определенной сенсорной системы (оно внемодально).Его основой является генетическая память. Порог перехода от бессознательного к сознательному зависит от количества “психической эгнергии” (индикатором выступает физиологическая активация) у субъекта. Доминантная характеристика – устойчивость.
Подсознательное
– Это вытесненная, ранее осознанная информация. Его содержание зависит от “психической энергии” в конкретный момент времени , т.е. оно постоянно меняется.Самость
– ощущение того, что за всеми разными физиологическими реакциями саморегуляции, возникающими по самым разным поводам, стоит что-то постоянное,инвариантное которое воспринимается как ощущение самобытия, ощущение “Я”. Обладает четкой направленностью на себя, зависит от психической энергии.Миросознание
— знание о том, что в определенном диапазоне условий свойства окружающей среды остаются неизменными, инвариантными. В состав миросознания входят физическое пространство (объективно существующая среда обитания, где все объекты равноценны), психологическое пространство (вневременная индивидуальная среда обитания со всеми ее объектами, свойствами, иерархизованными в соответствии с потребностями конкретного человека, отражаемая в его психике; потребности связаны с системой ценностей как совокупности приоритетов в деятельности, способствующих формированию системы самореализации).В каждый конкретный момент времени у человека формируется картина мира. Картина мира — это более частное образование, нежели миросознание. Ее можно сравнить с масштабной сеткой, нанесенной на отображение окружающего. Она задает матрицу пространства. В ее создании участвуют все психические явления, за которыми, в свою очередь, стоят физиологические процессы. Как динамическое образование, картина мира постоянно изменяется во времени и флуктуирует. Совокупная информация, поставляемая когнитивными психическими явлениями, (ощущение, восприятие, представление, воображение), дает статичную картину. Динамику задает система ценностей, которая иерархизует (с подключением интеллоекта) объекты, включенные в картину мира. Система ценностей создает неравновесную ситуацию, что приводит к образованию некоторого напряжения, которое требует разрядки. Разрядка указанного напряжения — это, в конечном счете, процесс с самореализации. Как показали наши исследования, содержание миросознания зависит от энергетики. Содержание можно регулировать произвольно.Самосознание – знание о том, что в определенном диапазоне условий мое место в среде остается постоянным, инвариантным. Исследования показали, что чем выше “энергетика”, тем выше порог ясности относительно содержания сознания, ниже порог осознания ситуации, длительнее сам процесс осознания. Более того, чем выше интенсивность и длительность процесса осознания, тем выше его избирательность, устойчивость и целостность.
Надсознание
— система отношений и факторов, действующих хотя и за пределами сферы индивидуального сознания, но не в предполагаемой сфере глобальных инстинктивных побуждений, а в сфере взаимодействия личности с миром культуры ( М.Г. Ярошевский, 1969). Другими словами, надсознание – это система отношений, “зашитая” в культурной, как бы искусственной, среде обитания человека. Эти отношения есть, они руководят поведением человека, но он их не осознает.Сверхсознание — умение “видеть” ситуацию в многомерном пространстве, сразу в пространстве и во времени. Ядро данной сферы – уровень ясности. Он постоянно стремится к бесконечности. Для этой сферы характерны целостность, надмодальность. У сверхсознания имеются порог осознания, длительность и избирательность. Оно опосредовано намерениями субъекта. Строится на основе всех видов индивидуального сознания, это их инвариантная часть.
Следует заметить, что такие формы сознания, как самость, миросознания и самосознание, в сущности, характеризуют пространственно-временные характеристики субъекта и его среды, а бессознательное, подсознательное, надсознательное и сверхсознательное связаны с разными формами информации
: либо врожденной (багаж генетических программ), либо приобретенной субъектом в онтогенезе. Все формы сознания зависят от физиологической активации.Эмпирические характеристики.
Все виды и сферы сознания характеризуются определенным набором эмпирических характеристик. Они таковы
: 1. Широта-узость; 2. Целостность – фрагментарность; 3. Устойчивость-изменчивость; 4. Произвольность-непроизвольность; 5. Интенция (внутренняя-внешняя); 6. Избирательность (высокая-низкая); 7. Непосредственность-опосредованность; 8. Интенсивность; 9. Ясность; 10. Модальность (внемодальность); 11. Порог осознания; 12. Длительность (скорость) процесса осознания; 13. Содержание сознания.Свойства
сознания.На сегодняшний день можно говорить, по крайней мере, о таких свойствах индивидуального сознания:
1. Инерционность – для сознания характерен эффект запаздывания, который проявляется в том, что значимое событие отражается в сознании с определенной латентностью, отставлением, опозданием, не сразу, а через определенный промежуток времени. 2. Цикличность — проявляется в синусоидальном распределении событий личного прошлого на временной оси “прошлое-настоящее”. Период между пиками событий, по нашим данным, составляет примерно 7 лет.Общественное сознание
Сферы общественного сознания.
Общественное сознание — это, в общем виде, сходное психическое содержание, присутствующее одновременно в психике многих людей. Сюда входят также оценки и модели поведения общества в отношении людей, действующих в соответствии с определенной моделью поведения.
Коллективное бессознательное – система врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития.
Моральное сознание — поведение человека в системе координат “добро-зло”.
Экономическое сознание
— системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.Можно подобным образом говорить о коллективном, национальном, юридическом и др. сферах общественного сознания.
Свойства общественного сознания. Как и индивидуальное сознание, общественное характеризуется 1.Инерционностью. 2.Цикличностью. 3. Можно также говорить о третьем свойстве
– биполярности. Исследования показывают, что общественное сознание содержит категории, находящиеся в отношении противоречия, амбивалентности.