Вишневетская Е.В., Горбунов И.А.

Россия г. Санкт-Петербург г. Челябинск

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Эмоциональная регуляция поведения и деятельности является в настоящее время одной из наиболее актуальных тем в педагогике и психологии Чрезвычайно важным аспектом в развитии эмоций является диагностика особенностей эмоциональной регуляции поведения и деятельности Однако современные подходы в психологии и образовании рассматривают аспект диагностики эмоциональной сферы только с точки зрения психологических методов При всей ценности данного подхода нельзя сказать, что он рассматривает эмоции со всех точек зрения В существующих теориях эмоций большое внимание уделяется психофизиологическим механизмам эмоций которые в некоторых теориях рассматриваются как основа эмоциональной регуляции [Балин В. Д., Ильин Е. П. ]

Следовательно, диагностика эмоциональной сферы с помощью психофизиологических методов может дать дополнительные сведения, позволяющие более адекватно диагностировать эмоциональную сферу и на основе этого более корректно построить процесс психологического сопровождения эмоционального развития учащихся.

Нами предлагается система диагностики параметров эмоциональной регуляции учащихся включающая в себя как психологические, так и физиологические методы В этой связи особенно важно,    что    построенные    нами   алгоритмы   диагностики    позволяют   интерпретировать физиологические параметры в психологических терминах  Это позволяет работать с ними

специалистам с психологическим образованием в условиях образовательного учреждения

Измеряемые    нами   физиологические    характеристики,    относятся    к   различным функциональным блокам нервной системы Для оценки функционирования центральной нервной системы используются такие методы как ЭЭГ (электроэнцефалография)  КЧМ (измерение критической частоты слияния световых мельканий), время простой сенсомоторной реакции Для оценки деятельности вегетативного блока нервной системы используются такие методы как ЭКГ (электрокардиография в частности кардиоинтервалометрия), сфигмография, спирометрия Для оценки соматического блока нервной системы используются треморометрия,  динамометрия, теппинг-тест Основываясь на положении, которое рассматривает любое психическое (в частности эмоциональное) явление как функциональную систему (Анохин П.К. Александров Ю.И. Балин В.Д.] включающую в себя частные проявления деятельности различных блоков нервной системы, нами рассматривается возможность установления этой взаимосвязи посредством использования нелинейных алгоритмов распознавания образов Для построения алгоритма диагностики мы применили математические модели нейронных сетей (многослойный перцептрон с обучением с помощью обратного распространения ошибки) [Осовский С.] Кроме возможности диагностики эмоциональной регуляции, такая модель позволяет более подробно описать те функциональные системы которые стоят за реализацией рассматриваемых психических функций Это описание можно реализовать, рассматривая внутреннюю структуру взаимосвязей в обученной для распознавания модели

В результате проведения такой диагностики, можно сопоставить результаты психологическое обследования с полученным по физиологическим данным, портретом эмоциональной регуляции учащегося Отличия между результатами психологической диагностики учащегося и данными, полученными с помощью модели нейронной сети, на основе физиологических измерений можно интерпретировать как проблемные области в сфере эмоциональной регуляции учащихся, которые могут возникать вследствие искажения самооценки и осознания собственных возможностей На основе диагностируемых проблемных областей, а также особенностей психофизиологической организации ребенка возможно более оптимальное составление программы психокоррекционных и развивающих мероприятий, основанных на психодинамическом подходе и использовании методов и техник классической АРТ-терапии.

Сайт создан в системе uCoz