Балин В.Д., Горбунов И.А.

РЕВЕРСИВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ

Психология обладает обширным методическим арсеналом, позволяющим достаточно точно и полно "рисовать" психологический портрет индивида. Но качественная экспертиза с помощью тестов весьма трудоемка, требует больших временных и материальных затрат. Этап обобщения и интерпретации полученных данных предъявляет очень высокие требования к квалификации эксперта.

На практике часто возникают ситуации, когда требуется создать психологический портрет человека, контакт с которым затруднен или невозможен вовсе. Таким "недоступным" испытуемым может оказаться руководитель высокого ранга, космонавт или подводник. В некоторых случаях испытуемый по разным соображениям отказывается принимать участие в обследовании, пытается ввести эксперта в заблуждение или не может принять участие в психологическом обследовании (новорожденный, психически неполноценный человек).

С другой стороны, часто возникают ситуации, когда нужно в короткие промежутки времени обследовать большие группы людей с тем, чтобы из нескольких тысяч выбрать сотни или даже десятки. Подобный вариант возможен в Вооруженных силах.

Из сказанного следует, что арсенал психологов следует пополнить достаточно компактным, но надежным диагностическим средством, которое не требует длительного контакта эксперта с объектом, либо позволяет обойтись вовсе без контакта. Обычные тесты в рассматриваемом аспекте обладают следующими недостатками.

1. Большинство тестов требуют много времени как для проведения обследования, так и для последующей интерпретации их результатов. Если же тесты занимают мало времени, то и надежность их снижается, либо усложняется процесс интерпретации.

2. Большинство тестов можно использовать для обследования конкретного испытуемого только один раз. Если применяются разные формы одного и того же теста, то сразу же возникает вопрос их соответствия друг другу.

3. Тест является отражением исходной концепции, которая может быть угадана испытуемым, в связи с чем тест может быть "расшифрован".

4. Тест требует заинтересованного отношения испытуемого к процедуре тестирования, что не всегда может быть обеспечено и проконтролировано.

5. Тест чувствителен к влиянию культурных и социальных факторов.

6. Для понимания инструкции к тесту испытуемый, подчас, должен обладать известным уровнем интеллекта.

7. Если выполнение теста требует длительного времени, то это может вызвать утомление у испытуемого.

Ситуацию не намного улучшает применение ЭВМ для тестирования. Знакомство с соответствующей литературой позволило заключить, что, в основном, компьютер используется для того, чтобы автоматизировать предъявление заданий известного бланкового теста, либо создать батарею таких тестов. Компьютер также ускоряет предъявление заданий испытуемому. Иногда применение компьютера позволяет использовать сложные алгоритмы обработки полученных данных. В некоторых случаях компьютер используется в диалоговом режиме с предъявлением тестов, трудность которых зависит от предыдущих ответов испытуемого, для проведения компьютерных диагностических игр.

Еще один способ использования компьютера в психодиагностике - это создание баз данных для хранения информации [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9]. Из сказанного можно заключить, что компьютер часто маскирует недостатки психологических тестов, и его применение в психодиагностике не позволяет полностью использовать возможности той же ЭВМ. Необходимо искать более активные методы диагностики, основанные на других принципах.

Большинства перечисленных выше недостатков психологических тестов лишены физиологические методики, особенно если они применяются в сочетании с ЭВМ. При этом оказывается, что:

1. Физиологические методики дают результаты, не зависящие от воли испытуемого или же экспериментатора.

2. Для регистрации большинства физиологических параметров требуется значительно меньше времени, нежели для проведения психологического тестирования.

3. При состыковке приборов регистрации с ЭВМ появляется возможность накапливать большие массивы данных, обрабатывать их в короткие промежутки времени и представлять результаты исследования в удобном для пользователя виде (кодировка результатов цветом, геометрической фигурой, вербально и т.п.).

Но на пути создания указанного диагностического комплекса стоят не только технические трудности. Возникают следующие проблемы:

1) Использование разных единиц измерения. Дело в том, что большинство физиологических и психофизиологических параметров измеряются в разных единицах (вольты, мм.рт.ст., Гц, кГ, м, Л, относительные единицы). 2) Различие диапазонов колебаний параметров. Значения параметра, к примеру, может изменяться от 0 до 1, от -1 до +1, от 0 до 100 и т.п.. 3) Периоды изменения значений признаков. Они могут меняться в интервалах от нескольких миллисекунд до месяцев и лет.

Часть упомянутых трудностей можно обойти с помощью достаточно простых процедур: применения относительных величин, шкальных оценок и т.п.. В этом случае риск искажения результатов исследования, которое неизбежно произойдет при таком преобразовании информации, будет компенсирован снижением риска потери ценных сведений об объекте. Реверсивные шкалы позволяют объединить достоинства физиологических и психологических методов диагностики.

Как может выглядеть алгоритм построения реверсивной шкалы, т.е. приписывания определенному шкальному значению физиологического параметра психологических коррелятов? Для этого нужно, чтобы психологические параметры предварительно также были сведены к 20-бальной шкале. После этого составляется таблица, в столбцах которой расположены признаки, а в строках - испытуемые, т.е. обыкновенная таблица эмпирических данных преобразуется в матрицу шкалированных оценок. После этого выбираем интересующий нас физиологический признак (например ЧСС) и работаем последовательно со шкальными значениями в 1, 2, 3...20 баллов. Сначала берем шкальную оценку пульса, равную 1 баллу. Просматриваем матрицу и определяем, какие испытуемые имеют некоторые психологические параметры со значением, равным 1 баллу.

Подсчитываем вероятность, с которой параметр 2 может характеризоваться 1 баллом ЧСС при числе испытуемых, равном 5:

. Параметр 4:, и далее .

Процедура выполняется для баллов ЧСС, равных 2, 3...20, и для баллов каждого психологического параметра, равных 2, 3...20. В таблице 1 показаны вероятности перехода от пульса к показателям интеллекта, измеренных у 153 человек.

В верхней части таблицы шкальная оценка ЧСС равна 5 баллам, нижней 15.

В результате таких расчетов мы получаем для каждого балла ЧСС информацию о том, какие психологические корреляты и с какой вероятностью могут соответствовать определенному шкальному значению пульса.

Таблица 1.

Вероятность перехода от частоты пульса к показателям интеллекта

Пок-тель

Баллы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ЧСС=5 баллам

Общ.осв.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

0

33

0

0

0

0

33

0

0

0

Общ.пон.

0

0

0

0

0

0

0

33

0

33

0

0

33

0

0

0

0

0

0

0

Арифмет.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

67

33

0

0

0

0

0

0

Сходства

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

33

0

33

0

0

0

0

0

Кратк.пам.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

67

0

0

0

0

33

0

0

0

0

0

Слов.запас

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

0

33

33

0

0

0

0

0

0

IQ вербал.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

0

67

0

0

0

0

0

0

0

Символы

0

0

0

0

0

0

0

33

0

33

0

33

0

0

0

0

0

0

0

0

Нед.дет.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

33

33

0

0

0

0

0

0

0

0

Косс

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

33

33

33

0

0

0

0

0

0

Посл.карт.

0

0

0

0

0

0

0

0

33

0

0

67

0

0

0

0

0

0

0

0

Слож.фиг.

0

0

0

0

0

0

33

0

33

33

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

IQ неверб.

0

0

0

0

0

0

0

0

33

0

67

0

0

0

0

0

0

0

0

0

IQ общ.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

67

33

0

0

0

0

0

0

0

0

ЧСС=15 баллам

Общ.осв

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

15

8

23

31

0

8

0

15

0

0

Общ.пон.

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

8

8

15

8

0

0

0

0

0

0

Арифмет.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

23

23

15

8

15

8

8

0

0

0

Сходства

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

8

8

31

0

15

23

8

0

0

0

Кратк.пам.

0

0

0

0

0

8

0

0

31

23

8

23

0

0

8

0

0

0

0

0

Слов.запас

0

0

0

0

0

0

0

8

0

8

0

23

15

8

8

15

8

0

8

0

IQ вербал.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

46

31

8

0

8

0

0

0

0

Символы

0

0

0

0

0

0

8

8

8

38

15

23

0

0

0

0

0

0

0

0

Нед.дет.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

38

38

8

8

0

0

0

0

0

0

Косс

0

0

0

0

0

0

0

0

8

15

15

15

8

15

8

0

15

0

0

0

Посл.карт.

0

0

0

0

0

8

8

8

31

15

15

15

0

0

0

0

0

0

0

0

Слож.фиг.

0

0

0

0

0

15

8

8

8

38

8

15

0

0

0

0

0

0

0

0

IQ неверб.

0

0

0

0

0

0

0

8

8

54

23

0

8

0

0

0

0

0

0

0

IQ общ.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

46

31

15

0

0

0

0

0

0

0

После этого можно переходить к следующему физиологическому параметру и т.д.. Такое представление соотношения между физиологическими и психологическими параметрами позволяет легко перейти к машинной диагностике психологических качеств. За аргумент можно взять любой параметр. Все дело в том, чтобы набрать соответствующий статистический материал. Вопрос о том, почему связаны между собой выбранные нами физиологические и психологические параметры здесь не ставится, это чисто статистический подход. В идеале такой подход по совокупности случайных параметров-аргументов позволяет нарисовать обобщенный портрет человека, точность которого будет тем выше, чем большим набором физиологических параметров располагает исследователь. Указанный подход может представлять определенный интерес для практики, например для криминалистов.

В табл.2 представлены обобщенные данные, связывающие ЧСС с некоторыми субтестами методики Д.Векслера. Из таблицы видно, что 7 баллам пульса с вероятностью 83% соответствуют значения “Арифметического субтеста” выше среднего (от 11 до 20 баллов), но очень высоких показателей по субтесту ожидать не следует. Зона высокой вероятности достижения высоких значений по IQ вербальному находится между 5 и 8 баллами, при 11 баллах, между 16 и 17 баллами пульса. Видно, что одних и тех же высоких значений интеллекта можно достичь разными способами, в зависимости от индивидуальных особенностей. Описанный способ представления данных позволяет производить и более углубленные исследования. Допустим, что мы имеем в своем арсенале большой набор реверсивных шкал, где указаны вероятности перехода от физиологических параметров (пульс, давление, показатели дыхания, КГР, КЧМ, и т.п.) к таким же физиологическим или психологическим (интеллект, успеваемость по гуманитарным и естественным предметам, спортивные успехи и т.п.). В этом случае каждый индивид в общем виде может быть охарактеризован множеством параметров, образующих граф, где связи между вершинами соответствуют вероятностям переходов, представленных в таблицах, описанных выше.

Таблица 2.

Вероятность в % получения высоких и низких показателей

интеллекта при значениях пульса 5-17 баллов (n=153)

Психол.

Знач.

ЧСС (пульс) баллы

 

параметры

баллы

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Общая

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Освед.

18-20

0

0

17

0

0

0

13

4

14

0

15

0

20

1

Высокая

11-20

63

66

100

100

100

95

100

96

94

93

100

100

100

 

Общая

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Освед.

1-3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Низкая

1-10

33

33

0

0

0

5

0

4

6

7

0

0

0

 

Общая

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Понятливость

18-20

0

0

0

11

0

0

13

18

0

14

0

0

20

2

Высокая

11-20

33

100

100

89

86

77

75

89

79

79

92

100

100

 

Общая

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Понятливость

1-3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Низкая

1-10

66

0

0

11

14

23

25

11

21

21

8

0

0

 

Арифметич.

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Операц.

18-20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Высокий

11-20

100

66

83

89

57

82

100

71

94

64

100

60

100

 

Арифметич.

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Операц.

1-3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Низкий

1-10

0

33

17

11

43

18

0

29

6

36

0

40

0

 

IQ верб.

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   

18-20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Высокий

11-20

100

100

100

100

86

91

100

89

93

79

92

100

100

 

IQ верб.

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   

1-3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Низкий

1-10

0

0

0

0

14

9

0

11

7

21

8

0

0

Эти признаки образуют своеобразное “облако” признаков. Допустим, задача состоит в том, чтобы узнать структуру индивидуальных признаков у конкретного человека. “Войти” в это множество признаков можно с любого признака, имеющегося в распоряжении исследователя. Возможен случай, когда с интеллектом, например, связан альфа-индекс, но не известно, как связан тремор. Возможности записать ЭЭГ отсутствует. Но имеется реверсивная шкала, где указана вероятность перехода от тремора к альфа-индексу. Перемножив вероятность перехода от альфа-индекса к интеллекту, мы можем получить представление о вероятности перехода от тремора к интеллекту.

Таким образом имея в своем распоряжении набор реверсивных шкал, мы по небольшому числу параметров (элементов целого) можем восстановить психологический портрет индивида (целое).

Надежность процедуры

О надежности в нашем случае можно говорить в двух аспектах. В одном - о прогностической способности описанной процедуры, в другом - о надежности процедуры измерения физиологического параметра. Изучим сначала надежность предлагаемой измерительной процедуры.

Надежность измерительной процедуры. Поскольку переход от физиологического параметра к психологическому - операция вполне однозначная, то самым “узким” местом является процедура измерения физиологического параметра. К.М. Гуревич предлагает такие критерии надежности для психофизиологических параметров.

1. Надежность измерительного инструмента, соответствующая коэффициенту корреляции между двумя половинами опыта. 2. Стабильность признака, как корреляция между двумя повторениями измерений одного и того же признака. 3. Константность, как корреляция между двумя опытами, проведенными в одинаковых условиях разными экспериментаторами [4].

Приведем результаты проверки психофизиологических параметров с точки зрения упомянутых критериев. В первом эксперименте принимали участие студенты и школьники 14-15 лет, всего 51 человек. Производилась регистрация ЭЭГ и пульса с интервалами между замерами 15-20 минут (до начала 1 и 2 серий эксперимента по запоминанию слов). При обработке ЭЭГ подсчитывались альфа-индекс и максимальная амплитуда альфа-ритма на участке ЭЭГ равном 1 метру. ЭЭГ записывалась с левого и правого полушарий. Применялось биполярное затылочно-височное отведение. Оказалось, что корреляция между значениями альфа-индекса правого, измеренного в 1 и 2 сериях равна 0.709, между значениями альфа-индекса слева - 0.706, максимальной амплитуды справа - 0.808, максимальной амплитуды слева - 0.769, пульса - 0.793. Из сказанного видно, что описанные процедуры измерения достаточно надежны.

В других экспериментах производились замеры ЭЭГ, пульса и артериального давления с разными временными интервалами. Из приведенных в табл.3 данных видно, что указанная процедура измерения отличается достаточной стабильностью. В то же время следует заметить, что большое значение имеет квалификация исследователя. Дело в том, что регистрация и обработка ЭЭГ производилась в процессе лабораторных занятий по психофизиологии студентами каждым для себя. Здесь коэффициенты корреляции также достаточно высоки. Артериальное давление измерялось на тех же занятиях, но в 1-й и во 2-й раз это делалось для каждого испытуемого разными людьми. Снижение корреляции объясняется в данном случае двумя обстоятельствами: отсутствием навыка обращения со с фигмоманометром и сменой экспериментатора.

Прогностические возможности процедуры. Подсчитывалась корреляция между прогнозом и реальным значением показателя интеллекта. Исходная группа испытуемых (153 чел.) была разделена на две подгруппы. По данным 1 подгруппы, куда вошло 103 человека, вновь были рассчитаны реверсивные шкалы. Полученные для 1 подгруппы реверсивные шкалы использовались для прогноза интеллекта у 2 подгруппы из 50 человек (Табл. 4.).

Таблица 3.

Корреляции между физиологическими показателями,

измеренными через разные интервалы времени

№ п/п

Показатель

Интервалы между замерами

Корреляция между замерами

Число испытуемых

1

ЧСС (пульс) 1/мин

1 минута

2²

3²

4²

5²

6²

7²

8²

9²

0.882

0.915

0.941

0.919

0.965

0.923

0.894

0.946

0.963

0.765

n=30

2

ЧД (частота дыхания) 1/мин

3 дня

0.867

n=31

3

СД (сист.давление) мм рт.ст.

3 дня

0.539

n=31

4

СД (диаст.давление) мм рт.ст.

3 дня

0.423

n=31

5

ПД (пульсовое. давл., ПД=СД-ДД) мм рт.ст.

3 дня

0.543

n=31

6

a -индекс правый

a -индекс левый

Макс.ампл. a -ритма пр.

Макс.ампл. a -ритма лев.

2 недели

-

-

-

0.752

0.700

0.419

0.384

n=29

7

a -индекс правый

a -индекс левый

Макс.ампл. a -ритма пр.

Макс.ампл. a -ритма лев.

3 месяца

-

-

-

0.761

0.746

0.576

0.497

n=55

Как видно из таблицы 4, точность прогноза психологического параметра по физиологическому зависит как от выбранного физиологического, так и от прогнозируемого психологического.

Оказалось, что точность предсказания по одному физиологическому параметру низка. В связи с этим было проведено дополнительное исследование, где увеличивалось число используемых для прогноза физиологических параметров. Кроме этого, мы предположили, что, возможно, целесообразнее предсказывать значение усредненного психологического параметра для группы людей по совокупности физиологических. Такой прогноз имеет смысл, когда речь идет, к примеру, о формировании экипажа транспортного средства или спортивной команды.

В совмещенной табл.5 приведены корреляции между прогнозом субтеста “Сходства” и его истинным значением. В столбцах указаны физиологические параметры и их число, в строках - число индивидов в группе. Номер столбца означает, что для прогноза использовано усредненное значение физиологического параметра, указанного в шапке столбца плюс все предыдущие, с меньшим числом. Как видно, увеличение числа используемых физиологических параметров действительно приводит к увеличению точности прогноза, причем весьма существенно, так что прогноз по 5 параметрам становится вполне надежным.

Таблица 4.

Корреляция между прогнозом значения психологического параметра и его реальным значением (один физиологический параметр, n=50, студенты)

Физиологический показатель

Субтест “Сходства”

Субтест “Кратк. память”

Субтест “Недост. дет.”

Субтест “Кубики Косса”

1

ЧСС

0.088

0.067

-0.097

0.019

2

ПД правое

0.066

-0.038

-0.175

0.171

3

ПД левое

0.224

0.079

-0.293

-0.108

4

a -индекс правый

0.226

-0.028

-0.212

-0.188

5

a -индекс левый

0.385

-0.070

0.068

0.150

6

Макс. Ампл. a -ритма прав.

0.242

-0.009

-0.050

0.229

7

Макс. Ампл. a -ритма лев.

0.163

0.001

-0.226

0.170

Увеличение числа индивидов в группе также повышает точность прогноза, т.е. легче предсказать значение психологического параметра для группы лиц, нежели для отдельного индивида. Но и здесь видно, что для прогноза необходимо иметь не менее 3 физиологических параметров. Из таблицы также видно, что для увеличения точности прогноза более важным является увеличение числа исходных параметров, нежели числа индивидов в группе. Другими словами, описанная методика позволяет по совокупности физиологических параметров предсказывать психологические у данного индивида. Можно предположить также, что для каждого психологического параметра существует свой шлейф физиологических, по которым можно производить прогнозирование с наибольшим успехом. Таким образом можно заключить, что применение реверсивных шкал может быть использовано для экспресс-диагностики психологических параметров, особенно с применением ЭВМ.

Таблица 5.

Зависимость точности прогноза от числа исходных физиологических параметров и числа индивидов в группе (n-50 чел., студенты)

Число

Физиологические параметры и их число

индивидов в группе прогноза

ПД лев.

Температура прав. руки

a -индекс левый

Макс. ампл. a -ритма прав.

Макс. ампл. a -ритма лев.

 

1

2

3

4

5

1

0.224

0.344

0.489

0.517

0.533

2

0.277

0.382

0.509

0.543

0.599

3

0.301

0.383

0.543

0.529

0.594

4

0.264

0.322

0.597

0.581

0.603

5

0.151

0.202

0.574

0.484

0.595

 

1

1+2

1+2+3

1+2+3+4

1+2+3+4+5

Кроме этого, реверсивные шкалы могут быть использованы, видимо, как самостоятельная исследовательская процедура, позволяющая, уточнять уже известные психофизиологические закономерности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Веселков А.Ф. К вопросу о принципах автоматизированной базы экспериментальных психологических исследований // Психологический журнал. 1987, Т.8. №3, с.130-136.

2.Войскунский А.Е., Гурьева Л.П. Применение ЭВМ в психодиагностике // Вопросы психологии, 1983, №3, С.169-170.

3.Губерман Ш.А., Ямпольский Л.Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике // Вопросы психологии, 1983, №5, С.118-125.

4.Гуревич К.М. О надежности психофизиологических показателей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Вып.VI, 1969. (под. ред. В.Д.Небылицына.) С.266-275.

5.Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психологический журнал. 1991. Т.12. №2. С.84-93.

6.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика.1994.СПб.

7.Кулмагамбетов А.Р., Эпштейн В.Л., Ямпольский Л.Т. Компьютерная психодиагностическая система // Вопросы психологии. 1987, №6, С.132-139.

8.Трошин В.Д. Шубина Л.П. Теоретические и методологические основы нейропрофилактики. Новосибирск, 1988.

9.Урванцев Л.П. Актуальные проблемы психологического исследования процесса медицинской диагностики // Психологический журнал. 1988, Т.9, №3, С.132-138.

10.Gutjahr W. Die Messing psychischer Eigenschaften, VEB Deutscher verlag der Wissenschaften. Berlin, 971.

 

Сайт создан в системе uCoz