В. Д. Балин, В. М. Коваль

Модель индивидуализации картины мира

Категория сознания – фундаментальная общепсихологическая категория. Современная психология обращается к ней при разработке моделей самореализации, развития личности, формирования особенностей жизненного стиля и жизненного пути человека. А. Н. Леонтьев считал, что “сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния” [Леонтьев А. Н., 1975, с. 90].

Изучение категории “картина мира”, как явления психики и сознания, отражающей помимо окружающей среды особенности самой личности как носителя сознания и в то же время формирующей ее, стало одной из основных задач нашего исследования. Мы исследовали процесс формирования картины мира. В исследовании применялись психофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, теппинг-тест, характеристики дыхания, давления, сила рук) и психологические (тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика Кеттелла для выявления черт личности, самоактуализационный тест, тест ценностных ориентаций, тест смысложизненных ориентаций, тест иерархии потребностей) методики. Полученные результаты сопоставлялись с данными методики “Картина мира” [Нафтульев А. И., Парачев А. М., 1989].

Рассмотрим схему соотношения некоторых понятий, включенных в семантическое пространство категории “сознание” (рис. 1). Но сначала определим смысл понятий, используемых в нашей модели: физическое пространство – объективно существующая среда обитания, где все объекты равноценны; психологическое пространство – вневременная индивидуальная среда обитания со всеми ее объектами, свойствами, иерархизированными в соответствии с потребностями конкретного человека, отражаемая в его психике; интеллект – система способностей, обеспечивающая самореализацию; психосемантика – смыслообразование как процесс формирования системы значений в индивидуальном сознании, проявляющееся в процессе самореализации; система ценностей – совокупность приоритетов в деятельности, способствующих самореализации; самореализация – актуальная направленность деятельности; картина мира – пространственно-временная индивидуальная модель окружающего мира, калиброванная “масштабной сеткой” в индивидуальной системе координат; сознание – инвариантная часть информации о себе самом, окружающей среде и своем месте в этой среде; физиология – совокупность физиологических реакций; динамика – изменение, движение; синергетика – процессы самоорганизации; акцентуатор – психофизиологическая система, осуществляющая выделение доминантных объектов (явлений) в психологическом пространстве в процессе формирования картины мира.

Картина мира – это более частное образование, нежели сознание. Ее можно сравнить с масштабной сеткой, нанесенной на отображение окружающего, она задает матрицу пространства. В ее создании участвуют все психические явления, за которыми в свою очередь стоят физиологические процессы. Картина мира – это динамическое образование, она постоянно изменяется во времени, флуктуирует.

Совокупная информация, поставляемая когнитивными психическими явлениями (ощущение, восприятие, представление, воображение), дает статичную картину. Динамику задает система ценностей, которая иерархизирует (с подключением интеллекта) объекты, включенные в картину мира. Система ценностей создает неравновесную ситуацию, что приводит к образованию некоторого напряжения, которое требует разрядки. Разрядка указанного напряжения – это процесс самореализации.

Картина мира – явление многомерное. Это не трехмерное пространство, а интегральное образование, восстановленное из наших ощущений и восприятий, которые в геометрическом смысле являются многомерными проекциями объективно существующего физического пространства. Смысл процесса формирования психологического пространства, а вслед за этим и картины мира состоит в объединении многочисленных проекций в многомерный полисенсорный образ. Картина мира – это наиболее полный полисенсорный образ, который сформирован человеком на основе всей информации об окружающей среде. Поэтому, как считает Ж. Пиаже, “языка недостаточно, чтобы объяснить мышление, потому что структуры, характеризующие мышление, коренятся в действиях и сенсомоторных механизмах, более глубоких, чем языковые” [по: Флейвелл Д. Х., 1967, с. 98].

Рис. 1. Модель процесса индивидуализации картины мира

В получении и усвоении информации об окружающей среде участвуют все системы организма. Поэтому психофизиологический статус человека является базовой характеристикой не только его темпераментных свойств, а затем характерологических особенностей, но и, опосредованно, его картины мира и далее – сознания.

Все вышеперечисленные компоненты представляют собой элементы механизма усвоения окружающей среды и деятельности в ней. Они включены в модель стратегии субъективизации, или индивидуализации, окружающего мира – создания индивидуальной картины мира.

Процесс осознания может направляться усилием воли, т. е. его объект выбирается сознательно, но часто уже осознанное уходит в “фон” и становится “пассивным фактором” в контексте деятельности. Это связано с тем, что в данный момент другие объекты окружающего мира могут представляться субъекту более значимыми или актуальными.

При разработке психодиагностической методики “Картина мира” А. И. Нафтульев [1990] выделил четыре всегда присутствующих и пятую необходимую, но часто отсутствующую область картины мира человека. Эти области отражены на риc. 2, где показана модель акцентуатора: фон – вытесненные, непроработанные, неактуальные понятия; тревога – явления, вызывающие состояние тревоги, нарушающие сложившуюся динамику личностного развития или вызывающие сильные перестановки в индивидуальной сложившейся картине мира (это область, где действуют психологические защиты, эмоции как сигнальный механизм личности); средства – приемы, способы действий при достижении целей, область решения жизненных задач, сфера деятельности, через которую человек реализуется; достижения – доминанты, ценности, цели, являющиеся для личности приоритетными, область, в которой личность стремится реализоваться; актуальные проблемы – область активной деятельности, в которой личность реализуется непосредственно “здесь и сейчас” (у большинства испытуемых отсутствует, что согласно развиваемой нами концепции есть признак необходимости превентивной психологической коррекции). В данной модели самореализация является продолжением и результатом акцентуирования динамичной картины мира человека.

Рис. 2. Компоненты акцентуатора в их проекции на психологические методики

 

Итак, нами предпринята попытка осмыслить самореализацию через моделирование процесса индивидуализации картины мира как одного из важных компонентов индивидуального сознания, под которым мы понимаем динамическое образование, способствующее в конечном счете адаптации к условиям окружающей среды. Смысл адаптации состоит в том, что среда индивидуализируется, ее образ согласуется с системой индивидуальных ценностей конкретного человека. Процесс самореализации выступает здесь как деятельность, направленная на постоянное преобразование индивидуальной системы ценностей.

 

 

 

Указатель литературы

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Нафтульев А. И. Профессиональный интеллект: структура и формирование./ Сб. Практическое мышление: функционирование и развитие. Отв. ред. Д. Н. Завалишина, М., 1990.

Нафтульев А. И., Парачев А. М. Психологическое обеспечение включения человека в компьютеризированные комплексы: сборник научных трудов. // Психологические обеспечение социального развития человека: Межвузовский сборник / Редкол.: А. А. Крылов (отв. ред.) и др. – Л., 1989. (Экспериментальная и прикладная психология; Вып. 13).

Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

 

УДК 159.922

В статье описана динамическая модель процесса формирования индивидуальной

картины мира, понимаемой как компонент более общего понятия “сознание”. Отмечено, что формирование картины мира – это индивидуализация своего психологического пространства, существенной стороной которой выступает процесс актуализации индивидуальной системы ценностей, а самореализация представляет собой актуальную направленность деятельности.

An article contains description of the dynamic model, representing the process of forming of individual picture of the world. The last is understood as a component of more general concept as consciousness. Self-realization is an actual orientation of activity. Forming of the picture of the world is an individualization of your own psychological space, and the process of actualization of individual system of values steps forward as essential part of the aforementioned individualization.

Сайт создан в системе uCoz