“СОЗНАНИЕ
” КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И КАКПСИХИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕБалин В.Д.(Санкт-Петербург)
Термин “сознание” весьма многозначен. Его можно рассматривать как научную категорию (гносеологический аспект, здесь оно выступает как инструмент познания), и как психическое явление (онтологический аспект, здесь речь идет о нем как о средстве адаптации к быстроменяющимся условиям внешней среды). В последнем случае можно говорить, как минимум, о его видах: индивидуальном и общественном. Внутри вида можно выделить сферы сознания.
Проиллюстрируем сказанное. Категория
, как известно — это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира. Категория — это форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Категории отличаются универсальностью, всеобщностью, обобщенностью. Можно говорить о философских категориях, как наиболее общих (материя, движение, качество, количество и др.), общенаучных (симметрия, модель, упорядоченность и др.) и частных, свойственных отдельной науке (формальная логика – суждение, умозаключение, гипотеза, и др; математика – вектор, вычитание, равенство, и др.; психология – сознание, процесс, свойство и др.). Говоря о категории сознания, можно выделять в нем основное содержание, аспекты, функции, структуру. Можно говорить о ее “выходах” на другие категории и частные психические явления.Исследуем разные аспекты понятия “сознание”
в свете “ключевых” проблем психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский,1998): психофизической (место психического в природе, соотношение психического и физического), психофизиологической (соотношение психических и физиологических — нервных — процессов), психогностической (познаваемость вещей и явлений с помощью психики — насколько адекватно отражает психика окружающую среду), психосоциальной (каково соотношение между индивидуальными и социальными — групповыми — психическими явлениями).Как видно, термин “сознание” весьма неоднозначен. Все это вносит путаницу в литературу о сознании. Нам представляется целесообразным вычленить разные смыслы этого термина, что позволит при проведении экспериментальных и теоретических исследований по проблеме сознания сразу же определять “координаты” исследуемого явления. Сначала надо определить, о чем идет речь — о категории “сознание” или о сознании, как психическом явлении. Это разные вещи. В философской литературе, методологических и общепсихологических публикациях чаще всего речь идет о категории
сознания. В экспериментальных психологических и физиологических исследованиях обычно речь идет о сознании как психическом явлении, исследуется процессуальная его сторона. Если же при изучении сознания как психического явления пользоваться общефилософской терминологией, и наоборот, при проведении общефилософских и общепсихологических исследований пользоваться экспериментально-психологическими терминами, то возникают путаница, подмены понятий, софизмы, непонимание и прочие неприятные вещи, что затрудняет изучение такого непростого явления, как сознание.Если, далее, определили, что мы, как психологи, исследуем сознание как психическое явление, то далее надо определиться с тем, о какой форме сознания мы говорим. Как уже говорилось, бывает общественное и индивидуальное сознание. Если мы исследуем индивидуальное сознание, то следует определиться, о какой сфере индивидуального сознания идет речь. На сегодняшний день можно говорить, как минимум, о семи сферах индивидуального сознания: бессознательное, подсознание, самость (осознание самобытия),
миросознание, самосознание, надсознание, сферхсознание. Все они характеризуются определенным набором эмпирических характеристик, таких как объем, целостность, устойчивость, произвольность, надмодальность и др. Каждая сфера индивидуального сознания имеет свой набор свойств (цикличность, инерционность и др.). Если же мы говори м об общественном сознании, то и здесь надо определиться с тем, о какой сфере общественного сознания идет речь: групповое, коллективное, политическое, национальное и т.п. Эти сферы также имеют свои эмпирические характеристики, обладают рядом свойств. Возможно, что и общественное, и индивидуальное сознание в процессе своего генеза подчиняются одним и тем же законам психогенеза, которые являются, в свою очередь, трансформацией фундаментальных законов бытия.Представленный дифференцированный подход к проблеме сознания позволит быстрее разобраться с обширным эмпирическим и теоретическим материалом, посвященным обсуждаемой проблеме. В данном случае предлагается, в сущности, метод редукции, атомистический подход. Более общее и сложное понятие разлагается
на ряд более простых и менее сложных. Далее изучаются более частные явления по отдельности, затем “накапливаются” свойства, обнаруженные для этих частных явлений, после чего можно построить обобщенную картину. Данный путь прошли многие науки при изучении целого ряда сложных природных явлений. В этом смысле психология не является исключением. Просто она достигла такого уровня развития, что настало время применить при изучении психических явлений уже отработанные и хорошо зарекомендовавших себя в других отраслях знания методы исследования.