Ведущие темы    
План работы    
Публикации    
Методики    
Новости и услуги    
О нас    
FAQ по обработке ЭЭГ    
Практикум    
Гостевая книга    
Ссылки    

План работы и основные направления

  1. Основные задачи
  2.      Психофизиология – наука, изучающая физиологические механизмы психических явлений. Психические явления изучаются психологией с помощью хорошо отлаженного инструментария - психологических методов, измеряющих сложные психические явления наиболее подробно и точно, оценивающих инварианты поведения человека, обобщая их в целостные категории и учитывающие внутренний (субъективный) мир человека. Соответственно психофизиология должна изучать механизмы этих сложных, многомерных субъективных психических явлений не занимаясь редукционизмом и не сводя их к более простым, объясняющим скорее поведение простейших животных. Для этого необходимо при проведении психофизиологических исследований использовать не только новейшие психофизиологические методы, но также максимально задействовать новейшие психологические знания и методы. К сожалению, психологи редко занимаются психофизиологией и в рамках психофизиологии и так популярных теперь (нейронаук) практически отсутствует культура правильного применения психологических методов и оперирования психологическими знаниями при интерпретации научных данных. Задача нашей лаборатории, обучить студента использовать психофизиологические методы, не смещаясь на задачи физиологов, а изучать именно физиологические механизмы психических явлений во всей их сложности, учитывая все возможности психологической науки. Именно этот подход необходимо изучить в первую очередь психологам, задачи которых, обобщение, систематизация и выявление закономерностей функционирования психики. Однако для того, чтобы психолог мог решать данные задачи, ему необходимо хотя бы на общем уровне, наглядно, понять, какие возможности есть у психофизиологических методов и с помощью каких из них можно решить поставленные задачи.
          Именно для этих целей необходимы практические и лабораторные занятия, проводимые в лаборатории психофизиологии.
          Исходя из этих целей, необходимо развивать практикумы по психофизиологическому направлению:

    1. Демонстрируя суть тех процессов, проходящих в организме и в нервной системе, особенности которых измеряют методы исследования в психофизиологии, и подчеркивая их актуальность для выявления физиологических механизмов психических явлений, изучаемых на факультете психологии.
    2. Обучая студентов понимать, на выявление каких психологических закономерностей может быть направлен тот или иной метод исследования, тот или иной алгоритм обработки психофизиологической информации.
    3. Демонстрируя те выявленные физиологические закономерности и механизмы, которые позволяют понять сущность тех или иных психологических явлений, не редуцируя их к чисто физиологическим явлениям, а привнося новые свойства и законы и уточняя существующие.
    4. Обучая студентов совместно использовать психологический и психофизиологический инструментарий, обеспечивая взаимодополнение и уточнение полученной разными методами информации, возможность перекодировать полученные результаты из языка физиологии в психологические термины.
    5. Обучая студентов использовать психофизиологические данные для дополнительной оценки надежности и валидности психологических методов, доли генотипических и фенотипических изменений в организме, соответствующих измеряемым свойствам.
    6. Обучая студентов выявлять с помощью психофизиологических методов процессы генеза психических явлений, которые базируются на общих системно-генетических принципах, основанных на взаимодействии неспецифических друг для друга параметров, в результате чего порождаются неравновесные состояния, новые системы и новое, целостное поведение.

         На данный момент лаборатория психофизиологии в рамках базового образовательного процесса проводит практикум по психофизиологии (Автор В.Д. Балин). В процессе практикума студентам предлагается изучить основные методы исследования в психофизиологии, оценивающие параметры состояния основных функциональных блоков нервной системы:
         Методы исследования Центральной нервной системы (ЦНС):
    1. ЭЭГ, основные ритмы, как отражение функционального состояния (ФС) мозга, взаимосвязь частотных показателей, ритмичности с активированностью ЦНС. Измерение ВП на различные по модальности стимулы. В процессе знакомства с обработкой ЭЭГ сигнала студенты практически осваивают основные алгоритмы оценки временных рядов, что позволяет им понять механизмы формирования любого периодически и апериодически структурированного поведения системы, которое можно представить в числовом виде. Проведение этих расчетов демонстрирует студентам механизмы формирования ритмов в нервной системе и их связь с психической активностью, основой формирования множества психических процессов. Отнесение полученных параметров к различным полушариям, позволяет представить механизмы формирования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и их роль в формировании различных психических процессов (таких как тип мышления, интеллектуальные функции, эмоциональный тонус, тревожность, интроверсия и т.п.) (Балин В.Д. 2001, Горбунов И.А. 2005)
    2. КЧСМ критическая частота слияния световых мельканий. Методика оценки таких свойств нервной системы как лабильность, стохастичность нейронных сетей, а также стоящих за ними обучаемости, стереотипии, интеллекте.

         Методы исследования Вегетативной нервной системы:
    1. ЭКГ, построение и оценка кардиоинтервалограммы, проведение вариационной пульсометрии. Практическое применение данных методов и изучение алгоритмов оценки вариативности R-R интервалов позволяет студентам изучить механизм генеза стресса и активации соответствующих систем, обеспечивающих адаптацию в стрессовой ситуации или ситуации сохранения и восстановления сил, роста и размножения (симпатического и парасимпатического отдела ВНС)
    2. Измерение АД, ЧСС. Спирометрия, пневмография. Вычисление индексов кровообращения, потребления кислорода, вегетативного баланса. Применение данных методик позволяет студентам быстро оценить энергетический баланс организма, его затраты при выполнении любых психологических задач, а также выйти на стили энергозатрат организма, понятия активности, трудоспособности, стилей деятельности.
    3. Измерение КГР. Вычисление степени активации вегетативной нервной системы при решении простой когнитивной задачи на умножение чисел

         Методы исследования Соматической (Двигательной) нервной системы:
    1. Треморометрия. Проведение методик и обработка данных, позволяет студентам оценить механизмы формирования двигательных функций, с участием механизмов постоянной коррекции результата (рефлекторное кольцо Бернштейн)
    2. Динамометрия, теппинг-тест: проведение методик и обработка данных, позволяет студентам оценить, как скоростно-силовые возможности нервной системы встраиваются в функции планирования поведения, эмоционально-волевую регуляцию.
    3. Кибернометрия: проведение методик и обработка данных, позволяет студентам освоить тренинговые методы формирования команды с помощью тренировки психомоторной совместимости группы, оценивать степень ее слаженности.
         Все методы исследования предполагают получение числовых результатов и соотнесение друг с другом через шкалирование. В результате соотнесения казалось-бы неспецифических друг к другу параметров формируется тип функционирования психики, который позволяет описать механизм генеза различных психических сфер, функций и типа личности.

  Copyright 2006