Обработка
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».
В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );
третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);
пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );
седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)
На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;
3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;
5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;
7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
+ |
+ |
X |
X |
= |
= |
- |
- |
3 |
4 |
1 |
0 |
2 |
5 |
6 |
7 |
Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:
Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.
Интерпретация результатов тестирования
Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.
Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:
Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.
! |
!! |
!!! |
А |
А |
А |
2 |
1 |
4 |
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:
Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:
!!! |
!!! |
! |
С |
С |
С |
+ |
+ |
+ |
6 |
0 |
7 |
Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.
С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?
Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.
Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.
Интерпретация
цветных пар по Люшеру
Позиции «+ +». Первый цвет синий
+1+2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
Первый цвет зеленый
+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.
+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.
+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.
Первый цвет красный
+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.
+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.
+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.
+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.
+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.
Первый цвет желтый
+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное
+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.
+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.
+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.
Первый цвет фиолетовый
+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.
+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.
+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.
+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.
+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.
+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Первый цвет коричневый
+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.
+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.
+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.
+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).
+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.
+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.
+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
Первый цвет черный
+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».
+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
+7+4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.
+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
Первый цвет серый
+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.
+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.
+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.
+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.
+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
+0 +7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.
Позиции «— —». Первый цвет серый
—О —1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.
—О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
—О —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.
—О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.
—О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.
—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
—0 —7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.
Первый цвет синий
—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
—1 —3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.
—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.
—1 —5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
—1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.
—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.
—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.
Первый цвет зеленый
—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.
—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
—2 —4 (зеленый и красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.
—2 —5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.
—2 —6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.
—2 —7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.
—2 —0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:
Первый цвет красный
—3 —1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми
—3 —2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
—3 —4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.
—3 —5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.
—3 —6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.
—3 —7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.
—3 —0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.
Первый цвет желтый
—4 —1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.
—4 —2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
—4 —3 (желтый и красный) — состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
—4 —5 (желтый и фиолетовый) — эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.
—4 —7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.
—4 —0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.
Первый цвет фиолетовый
—5 —1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.
—5 —2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.
—5 —3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!
—5 —4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
—5 —6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.
—5 —7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.
—5 —0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Первый цвет коричневый
—6 —1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.
—6 —2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.
—6 —3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
—6 —4 (коричневый и желтый) — напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.
—6 —5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.
—6 —7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.
—6 —0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей
Первый цвет черный
—7 —1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.
—7 —2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.
—7 —3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.
—7 —4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.
—7 —5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.
—7 —6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
—7 —0 (черный и серый) — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
Первый цвет серый
—0 —1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.
—0 —2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.
—0 —3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.
—0 —4 (серый и желтый) — чувства тревожности, неуверенности.
—0 —5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.
—0 —6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.
—О —7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.
Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:
Позиции 1,2 |
7,8 |
0 4 XX |
0 1 XX |
0 6 XX |
0 2 XXX |
0 7 XXX |
0 3 XX |
1 7 XX |
0 4 XX |
2 7 XX |
1 2 XXX |
3 7 XX |
1 3 XXX |
4 0 XX |
1 4 XXX |
4 6 XX |
2 0 XX |
4 7 XX |
2 1 XXX |
6 0 XX |
2 3 XXX |
6 4 XX |
2 4 XXX |
6 7 XXX |
3 0 XX |
7 0 XXX |
3 1 XXX |
7 1 XX |
3 2 XXX |
7 2 XX |
3 4 XXX |
7 3 XX |
3 5 XX |
7 4 XX |
4 1 XXX |
7 5 XX |
4 2 XXX |
7 6 XX |
4 3 XXX |
|
5 3 XX |
|
6 3 XX |
|
7 3 XX |
Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют
два понятия — «структура» и «функция» цвета.
Под «структурой» цвета понимается устойчивое, общее для всех людей, независимо
от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого
цвета. «Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия.
В таблице 4.1.3.1 приводится «структура» 4-х «основных» цветов по М. Люшеру.
Индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции»
цвета, то есть в характере отношения человека к цвету. В «функции» человеку
открывается лишь определенная область «структуры». Метафорически, можно
сказать, что «функция» — «точка соприкосновения» человека и цвета. Она
определяется, главным образом, состояниями и свойствами самого человека и
поэтому «функция» способна их отражать. Зная «функцию» цвета для человека,
можно узнать и нечто о самом человеке.
Главными структурными характеристиками цвета являются
«концентричность-эксцентричность» и «автономность — гетерономность».
Надо отметить, что концепция «структуры» цвета М. Люшера
сложилась, во многом, благодаря влиянию Гете и Кандинского, в частности, и
многие из данных характеристик можно найти в их учениях о цвете.
«Концентричность — эксцентричность» означает направление «движения цвета» (см.
В. Кандинский):
1. от человека к центру («домик улитки» ) —
концентрическое, центростремительное движение, влекущее человека за собой —
принцип синего. Психологически это означает покой, удовлетворение, пассивность
и т.д.; противоположно ему эксцентрическое, центробежное движение навстречу
человеку — принцип желтого. С ним связаны
экстенсивность, поиск, стремление к изменениям, неудовлетворенность настоящим и
устремленность в будущее.
Синий и желтый составляют диаду, два противоположных полюса — «эксцентричность»
и «концентричность».
Таблица 4.1.3.1.
Структурные значения
«основных цветов |
|||
Темно-синий |
Сине-зеленый |
Красно-желтый |
Желто-красный |
Концентричный |
Концентричный |
Эксцентричный |
Эксцентричный |
Гетерономный |
Автономный |
Автономный |
Гетерономный |
Вложение
|
Оборона |
Наступление |
Проекция |
Глубина
чувств |
Волевое |
Волевой
|
Живость
чувств |
Покой |
Настойчивость |
Возбуждение |
Перемена |
Удовлетво- |
Утверждение |
Желание |
Раскрытие |
Чувство |
Владение |
Завоевание |
Надежда |
Единение
|
Гарантия |
Переживание |
Поиск |
Связь |
Власть |
Действие |
Новизна |
Любовь |
Уважение |
Успех |
Счастье |
Расширение |
Сокращение |
Активность |
Движение |
Оральный |
Анальный |
Генитальный |
Визуальный |
«Автономность — гетерономность» отражает,
«характер» цвета, его «силу» и «доминирование» :
«автономность» — означает независимость от внешних влияний и способность самому
оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще
красному и зеленому, в противоположность синему и желтому, которым свойственна
«гетерономность» — т.е. зависимость от внешних
влияний. На психологическом уровне «автономность отражает
самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность
— уступчивость, компромисс, покорность, избегание.
Цвета в тесте Люшера были подобраны таким образом,
чтобы могли одновременно проявиться оба этих измерения. Поэтому, в качестве
«основных» Люшер выбрал не чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) синий «вносит» «концентричность», а
зеленый — «автономность», что порождает соответствующую структуру цвета.
По этим качествам цвета составляют пары, в которых общее свойство
«усиливается», а различия «уравновешиваются», но и создают «внутреннее
напряжение». Так, красный и зеленый (3 и 2) — «автономная»
пара, «сильное» сочетание, выражающая достижения, власть, доминирование и пр.
Вместе с тем, зеленый «сдерживает» красный ограничивает его
эксцентричность и стремление к новым «завоеваниям» Красный, в свою очередь,
«тормошит» зеленый, не позволяет ему оставаться пассивным и «самодовольным» и
«соблазняет» возможностью новых «владений».
Красный и желтый «понимают» друг друга как два
«эксцентричных» цвета, они — пара «горячих коней», стремятся к «завоеваниям»
новых территорий. Но желтый «безалабернее» красного, у
него нет конкретной цели, кроме, как постоянного движения. Его нельзя
«удовлетворить», он готов «бежать» бесконечно от чего угодно и куда угодно.
Поэтому Люшер связывает с ним понятие «холостого
хода», иллюзорные надежды, вечно удаляющийся горизонт. Желтый придает красному
экспансивность, а красный «направляет» желтый к реальным достижениям.
Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует
«согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то
новое. Синий «идет» вглубь, это цвет — «интроверт»,
«созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура.
Он пытается преодолеть «тупое самодовольство» зеленого, который вообще не
«хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое
состояние.
Синий и желтый друг в друге усиливают «гетерономность»,
но они направлены в различные стороны, поэтому данная пара выражает
лабильность, изменчивость чувств и настроений — от эйфории до глубокой печали.
Их единство в том, что они не находят довольства в самих себе в отличии от зеленого и красного, а стремятся найти более полное
удовлетворение, но различными путями. Глубина синего и поверхностность желтого,
самоуглубление и стремление объять весь мир — два полюса подобного поиска.
Контрастные по этим измерениям пары: синий и красный, желтый и зеленый лишь
частично приводят к гармонии противоположно направленных тенденций.
Гармония синего и красного в способности получать удовлетворение от желаний. «Ненасытность» красного, который стремится всегда быть первым,
находит свое разрешение в синем, готовым довольствоваться малым, и дающим
возможность «почувствовать» красному реальность его достижений. Без
синего, красный напоминает честолюбивого человека, который всем постоянно
доказывает, что он самый лучший, богатый, сильный, счастливый и т.д. Красный с синим выражает не только хотение, но и способность получать
удовлетворение от достигнутого. В свою очередь, синий
без красного лишается реального, жизненного источника удовлетворения и
вынужден, наподобие ангелов, «питаться» лишь амброзией. Красный, следуя логике Люшера, — «гуляка», «бретер», «Дон Жуан» или «алчный
хвастун» по цветовой классификации типов личностей Люшера
(1977). Синий — тип аскета, монаха, своеобразного «небесного ангела», согласно
той же классификации.
Относительная гармония желтого и зеленого заключается в том, что желтый «дает»
зеленому видение перспективы, новых возможностей, а зеленый желтому — чувство
реальности, возможности достижения и реализации «планов» желтого. Без зеленого, желтый «парит» и «строит» воздушные замки, а зеленый,
без желтого, подобно «собаке на сене», только хранит то, что уже имеет,
чванливо «уверенный» в своих «природных достоинствах» и праве. Желтый, по классификации Люшера — тип
«фантазера», «мечтателя», витающего в облаках, расточающего свои силы в
иллюзорных предприятиях, легко воодушевляющегося беспочвенными, на взгляд
«реалиста» зеленого, прожектами. КПД «желтого типа», как правило, крайне
низок, свои дела он не доводит до конца, потому, что всегда находится что-то
новое и более интересное. Зеленый — тип «консерватора», «чванливый
павлин», по классификации Люшера, избегающий любых
нововведений, которые могут поставить под сомнение его высокую репутацию. Он
самодовольно «важен» и «неприступен», держится традиций и добропорядочен, не
делает ничего предосудительного и неожиданного с точки зрения здравого смысла.
Для «зеленого типа» самое важное — достичь
определенного статуса, когда можно покойно «почивать на лаврах». Зеленый
«завистлив» к успехам других, но в отличии от
«красного типа», который будет лезть «из кожи вон», чтобы доказать свое
превосходство, «тип зеленого» способен лишь брюзжать и жаловаться на
несправедливость судьбы. Он дает отпор только, когда дело касается лично его, в
противном случае остается безразличным.
Но каждый из «основных» цветов имеет и свою оборотную сторону. Если «лицевая
сторона» цвета — это активная, наступательная тактика поведения, то вторая —
оборонительная.
Невозможность проявления «красного поведения» порождает в качестве способа
защиты от фрустрации «несчастного страдальца» (-3). «Несчастный страдалец» —
вторая ипостась красного, «тень» «алчного хвастуна», который испытал крушение и
лишился своих владений. Ему уже не рады и гонят прочь, а сам он лишился своей
силы. Удача отвернулась от «несчастного страдальца». Другие ездят в шикарных
автомобилях, сорят деньгами, любят и развлекаются, а он оказался на обочине с
ощущением беспомощности. Ему остается только обижаться на весь мир, жалеть себя
и по детски отвернуться лицом к стенке или уткнуться в
подушку. От великодушия победителя не остается и следа, на первом плане —
раздражительная слабость и быстрая утомляемость. Вчера было «море по колено», а
сегодня — невозможность выполнить самое простое. Поведением движет отчаяние,
поэтому действия, нередко, безрассудны. От прежнего красного остается
стремление привлечь к себе внимание, но другим способом — «пусть они увидят,
как мне плохо, как я страдаю». Чтобы этого достичь, используются слезы,
истерики и суициды.
Оборотная сторона «ангела» (+1) — «дьявол» (-1). Такого человека ничто не может
удовлетворить, он ненасытен и раздражен. Чтобы получить маломальское
удовлетворение, ему надо много съесть, выпить, вступить в большое количество
половых связей и т.п. Но проходит короткое время, и все возвращается «на круги
своя». Не умея признаться себе, что «корень зла» лежит в нем самом, становится
неутомимым критиком, подвергающим все сомнению и разрушающим основы. Скука
преследует его по пятам. В постоянном поиске удовлетворения, он рвет отношения,
находит новых друзей и тут же теряет их, увлекается и вновь остывает. Меняются
места работы, жительства, семьи, а сам он не изменяется, оставаясь таким же
неудовлетворенным и раздраженным, как и ранее. Для него становится невозможным
надолго на чем-то сконцентрироваться, чему-то посвятить себя, чем-то всерьез
увлечься, т.к. ему не достает самоотверженности.
Отдать себя другому для него немыслимо — «пусть они
первые сделают что-то для меня», заявляет он в подобном случае. Но
«раздраженный дьявол» не ценит уступок других, подозревая свое окружение в
неискренности и каких-либо тайных умыслах. Скорее, подобное встретит с его
стороны сарказм и смех, чем чувство благодарности. В конце концов, он приходит
к выводу, что он «один, как перст», несмотря на то, что его ближние
могут любить его и искренне сочувствовать. После долгой погони за
удовлетворением, «раздраженный дьявол», нередко впадает в депрессию.
«Чванливый павлин», когда не может быть «павлином»,
становится «изворотливой змеей» (-2). Тайное сомнение в себе постоянно гнетет
«змею». То, что было так нехарактерно для «павлина» — сомнения в своей важности
и значимости, неотступно следуют за «змеей», как ее хвост. «Змея» пытается
надуваться, как павлин, но страх, что окружающие заметят
обман не дает ей павлиньего покоя. И тогда она прибегает к «змеиной
тактике» — укусам исподтишка, тайным интригам и сведению счетов. «Да, я плохая»
— иногда признается себе «змея», «но ведь весь мир таков». «Немного яду, совсем
не повредит» — решает она для себя. Она может быть «ласковой», улыбчивой и
услужливой, но рано или поздно окружающим придется испытать на себе остроту ее
зубок. Причем, укус может быть совершен с самой обворожительной улыбкой и
возможным почтением. Это тип колдуньи из сказки «Спящая красавица», вечно
сомневающейся в своем первенстве. «Змею» можно «усыпить» лаской или лестью, но
как правило, ненадолго. «На самом деле, они так не думают» — догадывается
«змея», — «ну что ж, в следующий раз, мой укус будет значительно больнее».
Чувствуя свою несостоятельность, но скрывая ее от других, «змея» отказывается
от какой-либо ответственности и серьезных поручений, но, при этом, создает
впечатление, что, если бы дело поручили ей, она справилась лучше других. С этой
целью она любит «ставить палки в колеса» и высмеивать неумелость окружающих. Но
у нее найдется масса предлогов, чтобы увернуться от того, что она считает для
себя нежелательным. «Прижать ее к стенке» — дело, практически,
бесперспективное. Она ловко вывернется и «выйдет сухой из воды». Опасность
«змее» надо ждать, прежде всего, со стороны себя самой. Если окружающие стойко
переносят все ее «укусы», то, в конце концов, она обращает свой «яд» на себя.
Чтобы избавиться от гнетущего чувства собственной неполноценности, «змея» может
пуститься в «загулы», находя забвение в спиртном, наркотиках, сексе и пр.
Неудавшийся «фантазер» (+4) трансформируется в «закованного в латы рыцаря»
(-4). Ранее лелеемые мечты и надежды, как старый хлам, выкинуты прочь. Прежнее
воодушевление сменилось разочарованием. «Как же я был раньше слеп, как я мог
так обмануться» — думает «рыцарь» и решает вообще отказаться от каких-либо
надежд и мечтаний, чтобы еще раз не попасть впросак. Если это у него
получается, то перед нами самый «трезвый» человек, который ни за что ни
пустится в какую-либо авантюру. Однако за это «рыцарю» приходится
расплачиваться самоограничением. Он «запрещает» себе увлекаться, но за его
стальными латами, незаметно для него самого, зарождается новая мечта. Обнаружив
это, «рыцарь» начинает осторожно взращивать ее, сохраняя в
тайне от окружающих. Если раньше он разбрасывался планами и надеждами,
хотел поспеть куда только возможно, то теперь он —
верный страж одной, но чрезвычайно значимой для него идеи. Верность идее
постепенно переходит в фанатизм. Прорези его шлема позволяют смотреть лишь в
одном направлении. Все остальное как бы не существует
для «рыцаря». Любое посягательство на свою сверхценную
идею он воспринимает, как вызов на поединок, и готов биться за нее до конца.
«Одна, но пламенная страсть» становится судьбой рыцаря. Вместе с любовью
крепнет и ревность, растет нетерпимость к критике. В конце концов, «рыцарь»
становится рабом своей идеи, не может расслабиться и снять свои латы, так как
это будет означать измену, которую настоящий «рыцарь» никогда себе не позволит
и не простит. В психиатрии подобное положение дел классифицируется как паранойяльность, а в быту — «ослиное упрямство». Если
объектом страсти становятся деньги, — перед нами «скупой рыцарь» ; прекрасная Дульцинея — Дон Кихот; наука — непризнанный
гений и т.д.
Чтобы глубоко охарактеризовать личность, необходимо выяснить ее
«наступательную» и «оборонительную» тактики. Так «алчный
хвастун» часто «выбирает» себе в дополнение поведение по типу «раздраженного
дьявола», а «небесный ангел» обручается с «несчастным страдальцем», «павлин» с
«рыцарем» и т.д.
Все это примеры дисгармоничных, невротических личностей, т.к., согласно Люшеру, здоровая личность гармонично сочетает в себе
потребности, символизируемые «основными цветами» и способна к нормальному их
удовлетворению.
Такая личность в концепции Люшера называется «4-х
цветным человеком». Ее 4 базовые потребности — самоотдача,
без трагического самопожертвования «небесного ангела» и любовь к себе, без
беспредельного эгоцентризма «раздраженного дьявола» (синий); самоуважение, без
чванства «павлина» и комплекса неполноценности «змеи» (зеленый); достижения,
стремление к успеху, без ненасытности «хвастуна» и беспомощности «страдальца»
(красный); самораскрытие, без расточительности «фантазера» и сверхзащиты «рыцаря» (желтый).
Диагностика с помощью цветового теста Люшера данных
типов личности возможна через определение функции цвета для испытуемого, причем
«анализ куба» имеет значительные преимущества в этом плане, чем оценка
«функций» цвета по 8-ми цветовой таблице.
В таблице 4.1.3.2. приводятся психологические интерпретации личностных
особенностей испытуемого, исходя из наблюдаемой «функции» цвета, а таблице
4.1.3.3. представлены интерпретации для «не основных» цветов, описание их
«структуры» или темы.
Таблица 4.1.3.3.
Ф-я |
Цвета |
|||
|
Синий |
Зеленый |
Красный |
Желтый |
«+»
|
Стремление
к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетво-рении, стремление к гармонии, чувстви-тельность |
Напряжение
воли. Само-утверждение,
тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль. |
Стремление
к эмоциям. Активное участие и высокая активность. |
Восприятие
возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость,
бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. |
«х» |
Готовность
к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению |
Само-определение, самообладание. |
Застой,
досада, раздражаемость. |
Готовность
к контактам |
«=» |
Поверхностные
связи и отношения |
Низкий
уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку. |
Нервозная
раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний. |
Критическое
отношение к выбору контактов и увлечений. |
«-»
|
Беспокойство,
суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетво-ренность отношениями с партнером и
своей деятельностью. |
Ограничение
само-выражения, защитное
напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие
жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое. |
Сверх-раздражимость, ощущение своей слабости,
чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется
с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей
обстановке. |
Беспокойное
ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, пере-возбуждение |
Функция «+» в таблице 2 цветового теста Люшера
означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х»
— переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» — неактуальность
потребности на данный момент, «-» — невозможность или нежелательность удовлетворения
потребности, а следовательно ее фрустрацию и связанную
с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения, тогда как,
цвета с функцией «+» отражают «наступательную» тактику и вторичную компенсацию.
В норме, «основные» цвета не должны находиться ниже 5-ой позиции цветового
ряда, а «не основные», кроме фиолетового, — выше 4-ой.
Таблица 4.1.3.3.
Тема |
Серый |
Фиолетовый |
Коричневый |
Черный |
Стру- |
Отношение
к коллективу, интеграция |
Сенсиби-лизация. Магическо-эротическое
отождествление. |
Физические
потребности организма. |
Отношение
к абсолюту (авторитет, судьба, смерть). |
Ф-я |
Отгора-живание, осторожная сдержанность,
замкнутость, скрытность, социальная изоляция. |
Стремление
очаровывать, чувственность, внушаемость. |
Регресс
к физическим потребностям, бегство от проблем. |
Выражение
протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение. |
«х» |
Ограниченная
эмоциональная готовность к контактам. Отключение. |
Чувственность. |
Потребность
в комфорте и физическом удовлетворении. |
Протест
и уход от партнера или ситуации |
«=» |
Эмоциональная
готовность к общению. Заинтере-сованность
в социальных отношениях. |
Сдерживает
свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувстви-тельность и обидчивость. |
Разрядка
физических потребностей. |
Способность
терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями. |
«-» |
Эмоциональная
возбудимость, стремление к социальному успеху. |
Подавление
чувстви-тельности,
контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. |
Подавление,
вытеснение или торможение физических потребностей. |
Отклонение
помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость. |
Появление «не основных» цветов, кроме
фиолетового, на первых 3-х местах 8-ми цветовой таблицы является свидетельством
личностного конфликта, компенсаторного поведения и т.д. В этом плане, особенно
должно обращать на себя внимание функции «+» и «х»
для черного цвета.
«Цветовая типология» личностей М. Люшера, во многом,
переросла ЦТЛ и не является только интерпретацией результатов теста. Концепция «4-х
цветного человека» — самостоятельное учение, в котором Цветовой тест Люшера играет роль практического метода, но его
механическое использование не может заменить опыта эксперта. При отнесении
личности к тому или иному «цветовому типу», кроме цветовых предпочтений,
немаловажную, а в ряде случаев и решающую роль играет оценка поведения
личности.
Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого
рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и
психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон
с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на
психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и
вызывает активное неприятие сторонников социокультурного
подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе
является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными
связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но
каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В
данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной
памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется
культурно-историческими традициями и обычаями.
Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует
признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений являются,
отнюдь, не они, а объективный характер цветового воздействия на человека, как
об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических
исследований.
Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического
статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется
деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС.
В
Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского
физиолога — проф. С.В. Кравкова. Главным итогом
многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими
органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а
также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в
деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что
ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом,
имеют отношение к интеграции ПНС, а ядра задней гипоталамической области,
примыкающие к ретикулярной формации, — к интеграции СНС. Зрительные проводящие
пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. СНС обеспечивает на
психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства».
Активация СНС приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных
сокращений (ЧСС), усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и
мышцам. Ослабевает моторика кишечно-желудистой
системы, замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови
возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает
необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или
спасаться бегством. При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются
условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической
активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды.
Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается ЧСС, зрачки
сужаются и т.д. СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях,
обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям.
Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова
(1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным
изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние
на цветовое зрение.
Симпатикотропные раздражители повышают
чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к
красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане
прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные
агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому —
снижают.
Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС.
Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на
СНС и активирующее на ПНС (см. также Л. Буш —
Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой
частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям
СНС и ПНС.
Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или
уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация
СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС —
красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым — ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС,
позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях
для своей само регуляции. Можно сказать, что организм,
находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в
цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и
восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению
— в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между
собой.
При доминировании СНС дальнейшее увеличение ее активации, которой способствуют
красный и желтый, может привести к дистрессу,
нарушению гомеостаза и поэтому чувствительность глаза к этим цветам снижается,
они как бы не замечаются. Усиление же чувствительности
к синему и зеленому оказывает тормозящее воздействие на СНС и способствует
восстановлению баланса. Также нежелательно и длительное превалирование ПНС,
т.к. это снижает готовность организма к активным действиям. Отсюда понятным
становится улучшение чувствительности зрения к «активным» цветовым
раздражителям, вызывающим повышение тонуса СНС.
Это — общая схема взаимосвязи цветового зрения и ВНС, в рамках которой возможны
определенные нюансы в зависимости от конкретных фаз в деятельности СНС и ПНС, и
индивидуальных особенностей реактивности ВНС. Так в исследованиях Н.К. Плишко (1980 — 1; 2) было показано, что для состояния
функционального возбуждения нервной системы (НС) характерен более низкий порог
(абсолютный) цветоразличения красного цвета в сравнении с зеленым и особенно
синим. При функциональном торможении наблюдалось обратное соотношение порогов
цветоразличения для данных цветов.
Исходя из этого, становится «психофизиологически»
понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо
предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако
длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии,
вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как
стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов
«активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо
отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной
деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов
может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным:
белый стимулирует эрготропную систему организма, а
черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает
«нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. После активного, напряженного,
насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может
расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают
свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно,
человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем
достаточно долго. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому
переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.
Как уже отмечалось, характер воздействия световой и цветовой среды на ВНС
человека опосредуется ее индивидуальной реактивностью, как на протяжении суток,
так и в течение более длительного времени.
Взаимосвязь между цветоразличением и ВНС особенно наглядно проявляет себя в
условиях дистресса. Так по данным Л.А. Китаева-Смык
(1983) при дистрессе у испытуемых возрастает
чувствительность к коротковолновой (синей) части спектра, а чувствительность к
средней и длинноволновой (зеленому, желтому, красному) — снижается. В других
работах этого же автора (1963; 1969) было установлено, что при кратковременном
гравитационном стрессе наблюдаются разнонаправленные изменения чувствительности
зрения к синему и желтому насыщенным и спектральным тонам. Если ненасыщенные
цветовые тона (близкие к порогу различения цвета) при изменении действия силы
тяжести (ускорение или невесомость) казались еще менее насыщенными или
бесцветными, то насыщенные тона при тех же воздействиях казались более
насыщенными и яркими. В условиях невесомости из насыщенных цветов самым ярким
казался желтый, а при ускорении (
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так
«цветовая нагрузка» с использованием коричневого,
оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая
установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты
вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали
субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового
и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.
Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в
регуляции деятельности ВНС, приводятся также в работах Б.И. Шапиро (1965) и
J.H. Stolper (1977).
То, что цвет оказывает воздействие на деятельность Центральную нервную
систему, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным.
Однако в отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает
безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной
системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет —
это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то
для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем
мире.
Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а
интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия
и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной
нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать
цвета частично или полностью, т.н. цветовой агнозии (Е.Д. Хомская — 1987).
Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты
цветоощущения. Собственно цветовая агнозия не исключает цветоощущения и
правильного различения отдельных цветов. Но больные с цветовой агнозией
неспособны, решать задачи по цветовой классификации, предметной отнесенности
цвета. Например, они не могут сказать, какой цвет у апельсина, морковки и т.д.
Цветовая агнозия имеет центральное происхождение. При цветовой слепоте
наблюдается либо тотальное, либо парциальное отсутствие цветоразличения. Этот
дефект может иметь как периферическое происхождение (поражения сетчатки), так и
центральное, в частности, при поражении 17 поля затылочной коры головного
мозга. Таким образом, воздействие цвета на Центральную нервную систему, с одной
стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический
информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал).
Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной
системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой
бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в
условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального
развития (В.Е. Демидов — 1987).
Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему
изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят
отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко
освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы,
цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом
воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на
цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное
влияние энергетические свойства цвета.
Перечисление всех вероятных факторов,
определяющих цветовые предпочтения людей, заняло бы достаточно много места.
Часть из них связано с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой,
другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками
цветового раздражителя. Не исключено выделение и другого рода подобных
факторов. Так, например, Л.П. Урванцев (1981) выделяет пять факторов: утомление
и адаптация; размеры цветового образца; принцип аффективного контраста; фон, на
котором предъявляется цветовой образец; насыщенность и яркость. Нетрудно
заметить, что, по меньшей мере, три из пяти перечисленных факторов связаны с
энергетическими свойствами цвета.
По данным многомерного анализа цветовых предпочтений психически здоровых
испытуемых, проведенного А.Н. Румянцевой (1986), их цветовые симпатии
определялись, как минимум, двумя факторами: эмоциональной оценкой цвета, как
определенной «неразложимой» целостности (1) и осознаваемой или неосознаваемой
эмоциональной оценкой цветовых ассоциаций (2). Несмотря на несколько неудачную
формулировку, выделенные А.Н. Румянцевой факторы также оказались связанными с
двумя сторонами цветового воздействия — энергетической и информационной.
Авторами цветового теста отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажиным
и А.М. Эткиндом (1984; 1985) на основе экспериментальных данных, полученных при
изучении эмоционально-личностного значения цветов с помощью методики
личностного семантического дифференциала (ЛСД), делается вывод о возможности
описания цветов в терминах семантического дифференциала Ч. Осгуда
(1957). Каждый цвет (из 8-ми цветового варианта теста М. Люшера)
имеет определенное сочетание оценок по факторам силы (Р) и активности (А), по
которым его можно дифференцировать. Разброс значений факторов оказался для
этого достаточным. В то же время, различия по фактору оценки (Е) были
значительно меньшими.
Ч. Осгуд (1957), изучая с помощью
СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений
искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе
оценок цветов по фактору «А», практически, совпадает с последовательностью этих
цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору «А» отмечены у цветов
красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки
цветов по фактору «Р» оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета
как насыщенность. В нашем исследовании (1991) также подтверждена ведущая роль
факторов «Р» и «А» семантического дифференциала Осгуда
в организации семантического пространства цветовых стимулов у здоровых и
психически больных испытуемых, а также выявлена зависимость между оценками
цвета по данным факторам и его предпочитаем остью испытуемыми.
Результаты данных экспериментальных работ дают основание считать энергетический
аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых
предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать
объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии
цвета. Косвенно это подтверждается данными изучения корреляций между различными
показателями электроэнцефалографического (ЭЭГ) исследования и цветовыми
симпатиями испытуемых, проведенного нами.
Было выявлено, что показатель активации ЦНС (уровень биоэлектрической
активности — УБА) достоверно связан с предпочтением определенных цветов теста
М. Люшера. При активации НС наблюдалось предпочтение
фиолетового, красного и желтого цветов, тогда как при торможении, наоборот, эти
цвета отвергались. В целом, низкому УБА
соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над
сине-зеленой, а для высокого УБА наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция проявилась в диапазоне альфа ритма.
При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают свое состояние
как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким
показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов
красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной
нервной системы.
Подобный вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных
слоев и групп населения.
Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими
характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от
информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь,
определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики,
модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени
индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции
для последних, весьма, проблематично. Однако подобные
попытки неоднократно предпринимались.
Наиболее широкомасштабное из подобных исследований было проведено R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), обследовавших 21060 испытуемых различного
пола и возраста. Наиболее предпочитаемыми цветами оказались голубой, красный,
зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый.
Сходные результаты, поставив перед собой задачу определения нормативных
показателей цветовых предпочтений взрослых, получили А.Е. Ольшанникова,
В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976) при изучении цветовых выборов 386
испытуемых. Самым привлекательным испытуемые выбрали голубой цвет. Вслед за ним
расположились белый, зеленый, красный, синий, желтый, серый, фиолетовый и
черный.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973)
указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных
тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще
предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше
симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему.
А.М. Эткинд (1985) указывает на несколько иные зависимости цветовых выборов.
Так испытуемые юношеского возраста в его выборке оказывали значительно более
частое предпочтение синему и черному в сравнении с
пожилыми. Но вместе с тем, последние чаще предпочитали
серый и коричневый. Кроме того, молодые испытуемые «недолюбливали» оттенки
зеленого. Половые различия сказались в предпочтении желтого: он чаще выбирался
мужчинами. В отношении 2-х цветов (в качестве экспериментальной методики
использовался тест Люшера) была выявлена значимость
фактора образования: испытуемые с высшим образованием реже предпочитали синий и
фиолетовый.
И.А. Скоттом (см. руководство к тесту М. Люшера под ред. Г. Клара — 1974) в Англии было проведено
обследование 800 испытуемых, взрослых обоего пола. Для экспериментальных целей
из всего массива данных были взяты две выборки, по 50 результатов тестирования методикой
М. Люшера в каждой. Статистический анализ методом Х2
(«хи-квадрат» ) показал, что
цветовые предпочтения 2-х, случайно выбранных, групп испытуемых ничем
достоверно друг от друга не отличаются. Последовательность цветовых
предпочтений была следующей:
Группа «А» |
Группа «В» |
Синий |
Синий |
По результатам всех 800 испытуемых красный «опередил» в итоге синий и с
незначительным отрывом занял первое место, а в остальном цветовая
последовательность осталась без изменений. И.А. Скотт приходит к выводу, что
даже, если не считаться со значением, которое Люшер
придавал различным цветам, все таки необходимо
констатировать, что выбор цвета уже сам по себе имеет значение. Если бы это
было не так, то 800 испытуемых распределили цвета на 8-ми возможных местах
более или менее равномерно, согласно закону случайного распределения. Частота
появления цвета на каждом из 8-ми мест должна была бы быть близкой к 100 (для
800 испытуемых). Однако это не так, как это видно из таблицы 2.2.3.1. Только
распределение желтого цвета по данным статистического анализа имеет тенденцию к
случайности. Это подтверждает и анализ, проведенный самим М. Люшером, по результатам тестирования 4756 взрослых
различных стран Европы. Причем, как мы помним, в детской популяции
распределение желтого далеко от случайного, что
наблюдается и в работе К. Флейнгауза, обследовавшего
1000 школьников в возрасте от 7 до 14 лет. У них данный цвет оказался одним из
самых любимых (результаты приведены в таблице 2.2.3.2).
Таблица 2.2.3.1. Цветовые предпочтения взрослых (по И.А. Скотту)
Цвет |
Позиция
цвета в цветовом ряду предпочтений |
Сумма |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Серый |
68 |
106 |
78 |
98 |
95 |
147 |
129 |
79 |
800 |
Синий |
189 |
118 |
119 |
107 |
114 |
68 |
68 |
17 |
800 |
Зеленый |
106 |
134 |
152 |
138 |
99 |
66 |
68 |
37 |
800 |
Красный |
186 |
150 |
120 |
11 |
80 |
74 |
57 |
22 |
800 |
Желтый |
96 |
113 |
116 |
87 |
91 |
112 |
97 |
86 |
800 |
Фиолетовый |
91 |
78 |
81 |
88 |
95 |
57 |
106 |
204 |
800 |
Коричневый |
39 |
67 |
78 |
109 |
153 |
94 |
131 |
129 |
800 |
Черный |
23 |
34 |
56 |
62 |
73 |
182 |
144 |
220 |
800 |
Сумма |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
6400 |
Таблица 2.2.3.2. Предпочтение желтого цвета взрослыми (по К. Флейнгаузу)
Цвет |
Позиция
цвета в цветовом ряду предпочтений |
Сумма |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Желтый |
173 |
283 |
223 |
131 |
99 |
45 |
31 |
15 |
1000 |
Нами также было проведено исследование
цветовых предпочтений взрослых обоего пола в возрасте от 16 до 70 лет.
Усредненный ранговый ряд их цветовых выборов имел следующий вид:
1. Зеленый
2. Красный
3. Фиолетовый
4. Синий
5. Коричневый
6. Серый
7. Желтый
8. Черный
В эксперименте приняло участие 400 человек, 230 — женщин и 170 — мужчин.
Большая часть испытуемых пришлась на возраст от 21 до 34 лет (195 человек). В
качестве экспериментальной методики использовался тест М. Люшера.
В таблице 2.2.3.3. приводится частота (в %) появления каждого цвета на каждой
из 8-ми позиций цветового теста Люшера. Нетрудно подсчитать, что, если бы цветовые выборы испытуемых
распределялись случайным образом, то частота появления любого цвета на любом из
мест должна была бы приближаться к значению 12.5%. Однако, как показывает
статистический анализ, в том числе и методом «хи-квадрат»,
для большинства цветов этого не наблюдается, особенно, для зеленого,
фиолетового, коричневого и черного. Наиболее близко к показателю
случайности оказалось распределение выборов серого цвета.
Таблица 2.2.3.3. Цветовые предпочтения взрослых (по Б.А. Базыма)
Цвет |
Позиция
цвета в цветовом ряду предпочтений |
Сумма |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Серый |
10 |
13 |
14 |
11 |
14 |
12 |
14 |
13 |
100 |
Синий |
12 |
13 |
15 |
15 |
13 |
12 |
14 |
6 |
100 |
Зеленый |
19 |
19 |
18 |
15 |
12 |
7 |
7 |
3 |
100 |
Красный |
16 |
15 |
11 |
16 |
10 |
13 |
9 |
11 |
100 |
Желтый |
9 |
10 |
13 |
10 |
13 |
16 |
16 |
12 |
100 |
Фиолетовый |
24 |
14 |
11 |
8 |
10 |
7 |
11 |
15 |
100 |
Коричневый |
8 |
11 |
12 |
18 |
17 |
14 |
10 |
5 |
100 |
Черный |
1 |
4 |
5 |
7 |
11 |
19 |
18 |
35 |
100 |
Сумма |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Факторы пола и возраста для данной группы
проявили себя традиционно: более молодые испытуемые чаще выбирали яркие и
светлые цвета, чем пожилые. Это же верно и, в целом, для мужчин по сравнению с
женщинами. Однако для испытуемых в возрасте от 45 до 54 лет фактор пола
оказался связанным с обратной тенденцией — женщины этого возраста отдавали
предпочтение ярким цветам почти в два раза чаще, чем мужчины. Подобная
тенденция подтвердилась и при использовании расширенного варианта цветового
теста Люшера.
Несмотря на определенный разброс значений, полученных в рассмотренных работах,
их результаты позволяют сделать ряд достоверных выводов. Господствующая
тенденция детского возраста — предпочтение ярких и светлых оттенков (особенно
красного и желтого) у взрослых, практически, нивелируется. Особенно это
касается желтого цвета, который, если и не переходит в разряд отвергаемых
цветов, то начинает испытывать к себе достаточно «прохладное» отношение.
Возрастной границей, разделяющей «детский» и «взрослый» типы цветового выбора может
считаться период от 15 до 20 лет, то есть время окончательного формирования
Центральной нервной системы человека. Предпочтение цветов сине-зеленой части
спектра взрослыми, нередко, становится доминирующим над выборами красного и
желтого.
Обследование 5300 жителей Германии обоего пола в возрасте от 16 до 70лет (Г.
Клар — 1974) показало, что синий и зеленый для них являются гораздо более
привлекательными, чем красный и желтый. Почти в 40% случаев на первые два места
испытуемые ставили либо синий, либо зеленый, тогда как частота выбора красного
и желтого на эти места не превысила уровня 29%. В нашем исследовании эти
показатели равнялись 31.5% и 25% соответственно. Отвержение
красного и желтого (последние два места) для жителей Германии составило 20.5%,
а синего и зеленого — только 10.5%. В группе, обследованной нами, получены,
примерно, сходные результаты — 24% и 15%.
Приведенные результаты позволяют сделать вывод, что воздействие синего и
зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более
желательное, чем — красного и желтого.
Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные
психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и
психофизиологические характеристики:
1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный,
энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма;
используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных
заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает
кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС).
2. Желтый — тонизирующий, бодрящий,
согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС,
оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени,
почек, ревматизме и др.
3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры,
успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется
при лечении астмы, ларингита и др.
4. Синий — замедляет сердечную активность, действует
седативно, успокаивающее действие может перейти в
тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных
заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.[по данным
Г. Фрилинга и К. Ауэра — 1973; Л.Н. Мироновой — 1984;
И.В. Андрианова и Г.И. Демидова — 1991 г]
С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как
отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии,
сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте
и развитии, которая доминирует у детей.
Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в
зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые,
чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители.
Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой
— дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые,
простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки
действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные
ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня
и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного
труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
По книге: Базыма
Б.А. Цветовой тест Макса Люшера