Таблица. Характеристика основных шкал CPI

Высокие оценки

Шкалы, их назначение

Низкие оценки

Класс I. Измерение манеры держаться, властности, самоуверенности, межличностной адекватности

Агрессивный, самоуверенный, настойчивый и организованный способный легко и убедительно говорить; независимый и уверенный с своих силах; инициативный и обладающий потенциальными способностями к лидерству.

I. Do (доминирование) Оценивав факторы: способность к . лидерству, доминирование,настойчивосгь,социальная инициатива.

Застенчивый, подавленный, банальный, идифферентный, молчаливый и непритязательный в мыслях и действиях; избегающий ситуаций связанных с напряжением и принятием решений; утративший уверенность в себе.

Честолюбивый, активный, волевой, проницательный, находчивый и разносторонний, обладающий влиянием и стремящийся сделать карьеру; эффективный в общении; имеющий как личную сферу интересов, так и достаточную их широту.

2. Cs (способность к статусу). Выступает в качестве индекса индивидуальной способности к статусу (но не чьего-либо реального или достигнутого статуса). Шкала пытается измерить личные качества и свойства человека, которые лежат в основе и ведут к достижению статуса.

Апатичный, стеснительный, скучный в своей традиционности, мягкий, простой и медлительный; проявляющий стереотипность мышления, ограниченность взглядов и интересов; неуклюжий и неловкий в новых или непривычных социальных ситуациях.

Открытый, предприимчивый и изобразительный; конкурирующий и передовой, оригинальный и быстро соображающий.

3. Sy (общительность). Направлена на выявление личностей с общительным, открытым, компанейским (соучаствующим) характером (темпераментом).

Неловкий, традиционный, тихий, послушный и непритязательный, обособленный и пассивный в своих установках, внушаемый и слишком подверженный влиянию чужих реакций и мнений.

Умный, полный энтузиазма, с богатым воображением, проворный, неформальный, спонтанный и разговорчивый, обладающий экспрессивной, кипучей натурой.

4. Sp (социальный облик). Для оценки таких факторов, как манера держаться, спонтанность и самоуверенность в личных и социальных взаимоотношениях

Осторожный, умеренный, терпеливый, сдержанный и простой; нерешительный, колеблющийся при принятии решений, педантичный и неоригинальный в мыслях и суждениях.

Интеллегентный, искренний, остроумный и эгоцентричный; способный легко и убедительно говорить; с присущей самоуверенностью и самонадеянностью

5. Sa (самопринятие), для оценки таких факторов, как чувство собственного достоинства, самопринятие и способность к самостоятельным мыслям и поступкам.

Методичный, консервативный, зависимый, конвенциальный (традиционный), добродушный и тихий, склонный к самоунижению, чувству вины и самопорицанию, пассивный в поведениии и обладающий узким кругом интересов.

Энергичный, предприимчивый, бдительный, честолюбивый и многогранный; выглядищий человеком активным и продуктивным; ценящий работу и усилия самн по себе.

6. Wb (чувство благополучия). Для идентификации лиц, склонных минимизировать свои неприятности и недовольства, относительно свободных от сомнений и разочарований.

Нечестолюбивый, неторопливый, неуклюжий, осторожный, апатичный и конвенциальный; самозащитный и вечно извиняющийся; зажатый в мышлении и поступках.

 

Высокие оценки

Шкалы, их назначение

Низкие оценки

v Класс II. Измерение социализации, зрелости, ответственности и внутренней структуры ценностей

Последовательный, ответственный, основательный, прогрессивный, смелый; обладающий чувством собственного достоинства и независимостью; добросовестный и надежный, изобретательный и продуктивный; осторожный в вопросах этики и морали.

7. Re (ответственность) Для определения лиц с надежным, честным (совестливым), ответственным характером и темпераментом.

Незрелый, унылый, ленивый, неуклюжий, непостоянный и скептичный; подверженный влиянию личных пристрастий, злобы и догматизма; с неконтролируемым и импульсивным поведением.

Серьезный, честный, трудолюбивый, скромный, обязательный, искренний и твердый; сознательный и ответственный; готовый к самоограничению и приспособлению.

8. So (социализация). Для определения уровня (степени) социальной зрелости, правильности и честности, достигнутых данным индивидуумом.

Готовый к постоянному отпору, требовательный к другим, самоуверенный, обидчивый, упрямый, своевольный, недисциплинированный и ненадежный; вероломный и лживый в делах с другими людьми; склонный к невыдержанности, демонстративное™ и хвастовству.

Спокойный, терпеливый, практичный, медлительный, воздержанный, замкнутый, вдумчивый и осмотрительный; требовательный и скрупулезный как в своей работе, так и в своих ожиданиях по отношению к другим; честный и добросовестный.

9. Sc (самоконтроль). Для оценки уровня и адекватности, и саморегуляции, и самоконтроля, свободы от импульсивности и эгоцентричное™.

Импульсивный, резкий, возбудимый, раздражительный, эгоцентричный и расторможенный; агрессивный и напористый; придающий слишком большое значение собственному удовольствию и личной наживе.

Предприимчивый, неформальный, живой, терпимый, ясно мыслящий и находчивый; интеллектуально способный и разговорчивый; обладающий широкими и разнообразными интересами.

10. То (терпимость). Для выявления лиц с терпимыми, мягкими и некатегоричными социальными убеждениями, отношениями и установками.

Подозрительный, ограниченный, отчужденный, осторожный и скрытный; пассивный и слишком склонный судить других; недоверчивый и сомневающийся в личной и социальной перспективе.

Проявляющий готовность к сотрудничеству, предприимчивый, открытый, общительный, сердечный и готовый оказать услугу; заботящийся о том, чтобы производить хорошее впечатление и выглядеть прилежным и упорным.

11. Gi (хорошее впечатление) Для определения лиц, способных создавать о себе благоприятное впечатление и озабоченных тем, как к ним относятся другие люди.

Заторможенный, осторожный, осмотрительный, проницательный, отчужденный; холодный и дистантный в отношениях с другими; также эгоцентричный и малоинтересующийся потребностями и желаниями других людей.

Зависимый, умеренный, тактичный, надежный, искренний, терпеливый, устойчивый и реалистичный; честный и сознательный; обладающий здравым смыслом и рассудительностью.

12. Cm (обычность). Для определения той степени, в которой индивидуальные реакции и ответы испытуемого соответствуют модальным (общим) паттернам, установленным для данного опросника.

Нетерпеливый, непостоянный, сложный, обладающий богатым воображением, неорганизованный, нервный, беспокойный и путанный; вероломный и лживый, невнимательный и забывчивый; имеющий внутренние конфликты и проблемы.

 

Высокие оценки

Шкалы, их назначение

Низкие оценки

Класс Ш. Измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности

Способный, склонный к сотрудничеству, эффективный, организованный, ответственный, стабильный и искренний; упорный и трудолюбивый; ценящий интеллектуальную активность и интеллектуальные достижения.

13. Ас (достижение через конформность). Для определения тех факторов мотивации и интереса, которые способствуют достижению цели в любой среде или окружении, где требуется проявить конформность.

Грубый, упрямый, равнодушный, неуклюжий, ненадежный и самоуверенный; легко дезорганизуемый воздействием стресса и необходимостью подчиниться; пессимистичный относительно своего профессионального будущего.

Зрелый, волевой, выносливый, донимирующий, требовательный и предусмотрительный; независимый и уверенный в себе; обладающий высокими интеллектуальными способностями и рассудительностью.

14. Ai (достижение через независимость). Для определения тех факторов мотивации и интереса, которые способствуют достижению цели в любой среде или окружении, где требуется проявить автономию и независимость.

Подавленный, тревожный, осторожный, неудовлетворенный, тупой и подозрительный; податливый и покорный перед авторитетом; не обладающий способностью к самопониманию и к самоанализу.

Эффективный, ясно мыслящий, способный, интеллегентный, прогрессивный, планирующий, основательный и находчивый; бдительный и хорошо информированный; придающий большое значение познавательным и интеллектуальным вопросам.

15. Iе (интеллектуальная эффективность). Для определения степени интеллектуальной эффективности, достигнутый индивидуумом.

Осторожный, путанный, беспечный, защищенный, поверхностный и нечестолюбивый; с конвенциональным и стереотипным мышлением, а также недостатком самоуправления и самодисциплины.

 

Высокие оценки

Шкалы, их назначение „

Низкие оценки

Класс IV. Измерение интеллектуальной и мотивационной направленности

Наблюдательный, спонтанный, восприимчивый, разговорчивый, находчивый, живой и изменчивый; обладающий беглой речью и социальным влиянием; непокорный правилам, граничениям и принуждениям.

16. Ру (психологическая направленность). Измеряет степень, в которой индивидуум интересуется и реагирует на внутренние потребности, мотивы и переживания других людей.

Апатичный, миролюбивый, серьезный, осторожный и непритязательный; делающий все в медленном и заданном темпе; слишком конформный и конвенциальный.

Проницательный, неформальный, предприимчивый, уверенный в себе, с чувством юмора, непокорный, идеалистичный, напористый и эгоистичный; саркастичный и циничный; сконцентрированный на собственном удовольствии и развлечениях.

17. Fx (гибкость). Для определения степени гибкости и адаптабельности индивидуального мышления и социального поведения.

Осмотрительный, осторожный, надоедливый, трудолюбивый, сдержанный, вежливый, методичный и ригидный; с формальным и педантичным мышлением; относящийся со слишком большим уважением к авторитетам, обычаям и традициям.

Чуткий, терпеливый, отзывчивый, мягкий, сдержанный, упорный и искренний; уважительный и соглашающийся с другими; проявляющий сочувствие и сознательность.

18. Fe (женственность). Для оценки мужественности и женственности интересов. (Высокие оценки определяют наличие феминизированный, женских интересов, низкие - наличие более маскулинизированных, мужских интересов).

Открытый, расчетливый, честолюбивый, мужественный, активный, здравый и неугомонный; в общении склонен оказывать давление, ориентируясь на собственное мнение; прямолинеен и грубоват в мыслях и поступках; нетерпим к медлительности, нерешительности, чрезмерной рассудительности.

 

 

Средние значения и станд. отклонения показателей по CPI для различных возрастов Российской выборки (мужчины)*

 

Субтесты

Школьники 8 класс

Школьники 9 класс

Школьники 10 класс

Взрослые с высшим обр.

баллы

сред. откл.

баллы

сред. откл.

баллы

сред. откл.

баллы

сред.  откл.

40.1

8.36

41.7

9.23

42.5

9.87

54

8.02

Cs

39

9.38

39.7

7.62

40.6

8.51

54.7

7.83

sy

41.7

9.19

44.2

8.26

44.9

9.64

54.5

6.3

Sp

42.8

9.79

50.3

9.24

46.6

11.7

55

10

Sa

44.8

9.21

49.9

10.1

50.2

9.64

56.6

8.82

Wb

29.9

13.8

24.3

10.2

29

12.7

52.2

9.57

Re

30.9

8.8

23.3

8.35

28.6

9.36

42.6

9.08

So

41.6

8.92

32

8.84

40.7

10.1

49

6.86

Sc

43

10.9

34.7

7.38

39.8

8.98

53.5

8.06

To

36

11.5

29.2

6.31

34.2

10.6

47.5

8.91

Gi

46.4

10.2

41.3

8.7

45.2

8.99

58.6

9.36

Cm

12.4

11.3

11.3

10.5

15.3

10.5

30.6

9.15

Ac

35.7

9.43

29.4

6.63

35

8.42

54

5.14

Ai

45.3

11.4

42.7

6.29

46.6

9.19

53.8

8.56

Ie

28.5

12.4

27.5

12

33

11.5

49.5

7.61

Py

49.3

9.62

53.5

7.68

47.9

8.18

54

8.17

Fx

59.2

14.3

55.9

11.9

55.1

10.7

47.5

13.4

Fe

48.6

8.46

40.3

9.53

44.5

8.97

49

5.85

 

 

 

Средние значения и станд. отклонения показателей по CPI для различных возрастов Российской выборки (женщины)*

 

Субтесты

Школьники 8 класс

Школьники 9 класс

Школьники 10 класс

Школьные психологи

Взрослые с высшим обр.

баллы

сред. откл.

баллы

сред. откл.

баллы

сред. откл.

баллы

сред.  откл.

баллы

сред.  откл.

Do

41.2

9

41.2

7.76

41.8

10.1

42.6

8.6

51.6

7.69

Cs

35.6

10.6

37.3

11.5

39.4

9.6

47

11.9

50.3

9.11

Sy

43.9

10.4

44.3

10.5

46.3

9.25

50.3

9.94

55.1

6.36

Sp

44.6

10.7

48.6

11.4

49.5

10.2

53.9

12.2

56.3

7.18

Sa

45.1

10.1

47.5

10.5

49.5

10.7

47.6

8.28

55.4

7.25

Wb

28.4

13.9

29.9

14.8

26.1

13.2

49

8.32

48.7

8.97

Re

30.7

8.97

31.4

9.19

28.7

9.64

39.5

6.27

40

8.12

So

38.2

10.1

37.3

11.4

33.7

11.6

43.9

8.33

44.5

8.68

Sc

38.6

10.7

37

9.55

34.2

10.5

52.3

7.7

49

9.5

To

31.4

12.5

31.2

13.2

30.4

12.9

50.5

10.4

45.2

10.2

Gi

43.9

10.1

42.5

9.83

40.2

8.51

51.3

7.9

54

9.2

Cm

16.7

12.5

19.4

13.2

16.8

11.9

29.2

9.98

26.7

9.53

Ac

35.1

9.97

35.7

10.2

32.8

10.6

50.5

6.32

48.9

7.3

Ai

43.1

11.2

43.9

11.7

43.5

12

57.9

9.01

54.8

8.31

Ie

30.3

12.8

30

16.5

33.1

12.1

48.8

7.92

47.8

9.63

Pv

44.9

9.92

45.8

9.83

43.2

10.5

55.4

8.79

51.7

7.61

Fx

56.4

13.6

55.4

11.7

52.7

12.7

56.9

12.2

49.4

11.7

Fe

41.9

9.87

41.3

8.89

40.5

9.24

47.2

9.07

43.1

6.5

 

• Более низкие показатели по шкалам во всех выборках по сравнению с американскими выборами особенно по Cm, на наш взгляд можно объяснить социально-экономической ситуацией сложившейся в последние годы в нашей стране. Например, в эту шкалу входят утверждения, которые требуют согласия или не согласия соблюдать правила поведения и придерживаться или не придерживаться принятых в обществе норм, которые в настоящее время размыты, деформированы, а некоторые просто отпали без адекватного замещения другими. Так на утверждение "Никто не станет ничего делать для общества пока ему не заплатят" многие американцы отвечают отрицательно, большинство же отечественных обследованных отвечают положительно. На наш взгляд, проводить изменение утверждений или коррективы в пересчеты "сырых" оценок в шкальные из-за сложившейся ситуации не имеет смысла, т.к. изменение социально-экономического процесса может привести к восстановлению нормативов. В качестве подтверждения этому можно сослаться на произошедшие за эти годы повышения средних показателей по шкале Fx (гибкость) по сравнению обследованием 90-91 года. Кроме того, подобные изменения к тому же приведут к невозможности кросскультурных сравнений и сравнения результатов обследования, полученных в предыдущие годы.                                                                                                               

 

Сайт создан в системе uCoz